Не так давно, а именно, в конце 1999 года Sintirillium
Software Corporation (USA) представила миру новую версию своего
программного продукта - Cool Edit 2000.
Программа Cool Edit известна широкому
пользователю уже на протяжении трех-четырех лет. Изначально программа
представляла собой звуковой редактор с небольшим количеством возможностей. Но
постоянный концептуальный и идейный рост программы позволил ей выжить в сложной
конкурентной борьбе. Cool Edit с успехом перешагнула рубеж 1998-го года, когда
разве что ленивый не писал собственных звуковых редакторов. Некоторые алгоритмы
по обработке звука до сих пор остаются эксклюзивными - это помогло выжить. Cool
Edit 2000 входит в тройку лучших звуковых редакторов наряду с Steinberg
WaveLab 3.0 и Sonic Foundry Sound Forge 4.5. Надо сказать, что Cool
Edit ближе по концепции к последней, но есть много
общего с редакторами более низкого уровня GoldWave и Tsunami Pro.
То есть, подведя некоторый итог, Cool Edit 2000 можно отметить как программу
переходного уровня. Лично я считаю ее интересной
только за то, что никогда не угадаешь, в каком направлении разработчики будут
продвигать продукт дальше. Качественно (!) продвигать...
Cool Edit 2000 - не является чем-то существенно новым. Я бы сказал, что это логическое
продолжение CoolEdit Pro. Не трудно заметить общую тенденцию замены
ранее популярных приставок к названию "Pro", на приставки
"2000". Что поделаешь... миллениум :) Хотя, если
добрая половина современного программного обеспечения кроме названия
практически ничего не поменяла, Cool Edit внесла ряд существенных изменений в
свой арсенал возможностей.
Давайте же приступим непосредственно к
рассмотрению данного продукта.
Возможности программы Cool Edit 2000 расширяют
два plug-ins: 4-track Studio (расширение редактора до 4-х дорожечного
мультитрека) и Audio Restoration.
4-track Studio plug-in делает работу с
digital audio более комплексной. Становятся доступными
функции микширования.
Audio Restoration plug-in позволяет
реставрировать записанные файлы, удалять щелчки, шумы и гул. Доступны такие операции как Click and Pop removal, hiss reduction, и clipping restoration.
Cool Edit 2000 поддерживает импорт и экспорт
МР3-файлов. Для экспорта необходимо вызвать опцию File->Save As... и
выбрать МР3. Изменить характеристики компрессии экспортируемого файла
можно в окне Options.
Среди возможностей Cool Edit нужно отметить
использование нескольких clipboards. Для их выбора следует указать нужное в Edit->Set Current Clipboard. Если Вы
выбрали Windows Clipboard, то wave из Cool Edit может копироваться в любые
другие программы. Очень удобно и ново.
Cool Edit может работать с файлами, частоты
дискретизаций которых могут иметь значения от 1 КГц до 10 МГц. Поддерживаемая
разрядность - 24-bit PCM или 32-bit float.
Очень грамотно сделана функция оптимизации саундкарты
пользователя под продукт Cool Edit. Например, узнать, какие частоты
дискретизации и разрядности файлов может поддерживать Ваша
саункарта, можно в окне Options->Settings->Devices. Там Вам
представится отчет по результатам тестирования саундкарты с описанием ее
возможностей. Я, например, с удивлением обнаружил, что моя карта поддерживает
24 бита и 96 КГц при воспроизведении.
Эффекты Cool Edit разнообразны и во многом
специфичны только для этой программы. В качестве одного из самых ярких я бы
привел эффект генерации тона (Generate->Tones). Если в опции,
именуемой Source Modulation, Вы не указали ни одной из трех позиций, то
программа будет работать как простейший генератор тона без учета исходной
синусоиды. Можно получить звуки близкие к таким известным аналоговым
синтезаторам как Hammond и VOX. Если Вы определились с указанием позиций из
опций Source Modulation, то исходный звук будет учитываться и представляется возможным
сгенерировать эффекты, близкие к вокодерным и от них образованные. Система
похожа на действие fusion: Vocoder DirectX plug-in, но имеет свои отличительные
характеристики звучания.
Другая интересный эффект доступен в Edit->Mix Paste.
Данная опция позволяет произвести микс выделенного звукового фрагмента с
сэмплом, находящимся в clipboards (или другим файлом). При включенном режиме
Modulate финальный микс эффекта получается близким к
вокодерным звучаниям.
Удобной функцией программы является Waveform List (Window->Waveforms
List). Чтобы открыть или закрыть какие-нибудь файлы совсем не обязательно
пользоваться операцией File->Open. Используя Waveform List можно
редактировать свою базу загруженных файлов и помимо простых операций Open-Close,
присутствует режим автовоспроизведения. То есть, если у Вас загружено
одновременно много файлов (например, десять), то поиск нужного с помощью
Waveform List является не сложной и удобной операцией.
Программа предоставляет пользователю еще ряд
интересных возможностей, таких как "прошивка" "горячих"
клавиш (Options->Shortcuts), генерация списка выполнения заданий (Scripts
& Batch Processing), изменение частотного спектра файла под заданную
мелодию (Transforms -> Special -> Music) и многое другое.
Cool Edit 2000 является полезной для
музыканта. К тому же, я считаю, что данный продукт является
переходным и может вырасти во что-то радикально новое и более
глобальное. По крайней мере уже сейчас есть модули
поддерживающие и предназначенные для работы с loop. Очень много эффектов и
возможностей программы построены на частотном анализе звука. Cool Edit,
наверное, единственная программа, так глубоко проникшая "внутрь"
звуковой синусоиды.
Визитная карточка
Автор CoolEdit - David Johnston
Сначала было увлечение электронными
синтезаторами в 70-х.
Дэвид Джонстон начал программировать в высшей
школе на базе компьютера Commodore PET. В 1982 году он начал карьеру
программиста. Рабочим компьютером был Atari 800. С того времени прошел уже
достаточно большой отрезок времени, и за него Дэвид успел написать программы
для Apple, Commodore 64's, Macintosh, PC-совместимых компьютеров, мэйнфреймов и
рабочих станций.
Джонстон закончил колледж Eastern Montana. На
протяжении нескольких лет Дэвид работал в корпорации Microsoft в ранге software
engineer.
В 1991 году получил награду Bachelor's Degree
of Science в области программирования от Вашингтонского университета. В том же
1991-м году Дэвида привлекла такая область современного программного
обеспечения как музыкальный софт. Он начал разрабатывать данную область и
программировать в ней, в результате чего на свет появились такие продукты как
Cool Edit и Kaleidoscope.
В 1995 году Дэвид Джонстон вместе с Бобом
Эллисоном организовали фирму Sintirillium - возникла необходимость. Это был
нужный шаг для дальнейшего развития приложения талантов Дэвида и их
коммерческого развития. С тех пор Дэвид Джонстон работает над
совершенствованием своих продуктов, генерацией новых идей. Часть из них
выразились в виде отдельных программ, как например,
Wind Chimes (1996 г.в.). А часть продолжает закладываться в постепенно растущий
по мощностям обработок и возможностям звуковой редактор - Cool Edit, который во
многом является визитной карточкой Sintirillium Software Corporation.
Адрес Sintirillium в Интернет: http://www.syntrillium.com/