by Steinberg: http://www.steinberg.net/
Сделано
дядей Штейнбергом, во всем чувствуется его суровый немецкий стиль. По
возможностям Wavelab - тот же Sound Forge, только лучше - достойная замена. Основные
характеристики редактора:
поддержка
и полная совместимость с плагинами DirectX/VST, редактирование аудио
файлов разрядностью до 24-bit, встроенная утилита для записи или импорта диска
(встроенный граббер), поддержка формата MPEG 1 Layer 3, мониторинг загруженности процессора в реальном
времени. Очень удобна работа со звуковыми кусками - все как в Forge, плюс полоска выше окошка со звуком, где целиком
изображен звуковой кусок - ориентироваться намного проще. В этом верхнем окошке
можно пометить некоторую область сэмпла и эта область
полностью отобразится в нижнем с нужным увеличением.
Вообще, маштабирование производится посредством
движка в левом нижнем окошке любого звукового окна. В верхнем правом углу на ряду с 3 стандартными виндивскими
кнопками появляется кнопка для минимизации и копирования окна. Раскажу подробно о панельках управления - toolbars. Они могут свободно включаться/выключаться c Window controller'а.
Кнопки вырезка, вставка, копирование, удаление, Silence, Undo, Redo работают идентично Forge'у и
удобно расположены на одной панельке под названием Standart
commands. Здесь же собственный Wavelab'овский
регулятор громкости (круто!) и стандартные виндовские
функции по расположению окон - Cascade, Tile и т.д..
Инструменты редактирования: Default
edit tool - обычный маркер
для работы с выделениями, Play tool
- инструмент проигрывания, Magnifying glass - увеличительное стекло, "nudge
left" и "nudge right" tool - инструмент для
перемещения выделенного куска соответственно влево и вправо.
Во время работы можно делать снапшоты
- это как бы снимки текущего положения курсора и увеличения. В Wavelab'е можно создавать до 8 снапшотов
- больше в принципе и не надо.
Идентична транспорту Forge - кнопки
Play/Stop/Pause, перемотка + Loop on/off + 3 кнопки: Playback start position - откуда начинать воспроизведение, Playback skip mode
- что пропускать при проигрывании и Playback end position/Loop
mode - где заканчивать воспроизведение/управление
циклами. Все это лишний раз подтверждает то, что Wavelab
- профессиональный редактор, заточен больше для мастеринга,
подготовки целых композиций и партий.
Действительно хорошо налажена работа с маркерами. В
Wavelab'e их
11 разновидностей:
Generic/Temporary, CD Track Start/End, Loop Start/End, Mute Start/End, Playback
Starter, CD Boundary и
CD Track Sub-index - у каждого свои символьные обозначения. Проставлять маркеры можно
автоматически - через определенные интервалы времени, либо специально
определенным методом (например, в паузах или на удары барабанов - наглухо кульно!), Названия маркерам можно давать автоматически
(например, Marker 01 или Track
13) или вручную (графа Name).
Это такое небольшое красивое окошко, с помощью которого вы
контролируете выходную громкость, панараму, а главное
можете повесить на редактируемый аудио файл до 6 real-time
эффектов одновременно, если у вас конечно комп не
загнется от таких нагрузок. Есть возможность сделать любой из этих 6 эффектов
солирующим или же заглушить, включить или выключить. Если понравилось звучания
файла с тем или иным эффектом, можно кликнуть на кнопочку Apply,
и файл будет пересчитан с новым эффектом. Если нагрузка на проц
слишком велика, то об этом вас известит лампочка Dropout.
Специально к Wavelab'у фирма Steinberg
выпускает кучу плагинов для профессиональной
обработки звука (VST plugins). Это и ревербераторы, и
деноийеры, декликеры,
анализаторы спектра... О них смотри здесь.
Этот модуль ведет регистрацию всех процессов редактирования
звука, творящихся в Wavelab'e, процент загруженности проца и все в этом духе. На мой взгляд, абсолютно
бесполезная вещь. Услышал хруст из колонок, почуял, как валит дым из компьютера
- значит достиг 100% загруженности, вот и все!
До сих пор для меня загадка! По идее это обработка звукового
потока, который прет со входа карты, всякими
эффектами, однако как его включить..?. Перейдем к основным инструментам
редактирования по разделам.
Note:
все модули редактирования в отличие от модулей Sound Forge требуют помеченного блока. Чтобы обрабатывать весь
файл нужно его пометить (Select all
- Ctrl+A). После завершения любого процесса обработки
(например, Hi-Fi Chorus)
нужно самостоятельно закрывать его окно.
Normalize - выравнивание амплитуды по 0 dB или заданному уровню. Здесь можно определить
максимальную амплитуду на протяжении всего выделенного участка звукового сэмпла нажатием кнопки Get peak level... .
Change Gain - усиление/уменьшение громкости.
Invert Phase - инверция
фазы - крутит сэмпл относительно оси времени.
Eliminate DC offset - ликвидация смещения относительно
нулевого напряжения (проще говоря, относительно оси времени).
Fade In/Out - плавное увеличение
громкости/затухание.
Crossfade - кроссфейд - позволяет делать
плавные переходы от одного звукового куска к доугому
и является по сути дела комбинацией двух Fade'оф.
Dynamics - c помощью этой функции можно:
-
выравнивать звук по амплитуде (при этом тихие звуки усиливаются, сильные -
приглушаются) - компрессор
-
растягивать по амплитуде (тихие звуки еще больше приглушаются, сильные - еще
больше усиливаются) - экспандер
-
удалять (точнее сказать, сильно приглушать) нежелательные шумы в паузах между
полезными сигналами - гейт
-
жестко ограничивать амплитуду - лимитер.
Reverse - переворачивает фрагмент задом на перед.
Time Stretche - качественно выполненный модуль
сжатия/растяжения звукового сэмпла.
Pitch Correction - коррекция высоты тона.
Harmoniser - гармонайзер.
Hi-Fi Chorus - хорус.
EQ - эквалайзер.
Convert sample rate - изменение разрешения звука.
Global Analysis - анализ выделенного фрагмента аудио
клипа. Следит за перегрузом, максимальными выпадами громкости, DC Offset, пытается отслеживать высоту тона и еще чего-то там.
Level at cursor - определяет уровень сигнала в том
месте, где находится курсор.
File Comparer - сравнивалка
двух звуковых файлов.
Audio Test Signal Generator -
генератор тестового тона.
3D
Frequency Analysis - анализатор частотного спектра -
отлично выполненная вещь.
Frequency analysis options... -
опции анализатора.
Ну, здесь слишком много всего! В разделе Preferences
настраиваются звуковые карты, системы измерения, цветовая палитра, каталог для
временных файлов, параметры Undo, и т.д.. Найдете все что надо.