Принципы
цифрового звука
Прежде
всего, сам принцип представления звука в цифровой форме предполагает
уничтожение какой-то части информации в нем. Исходная, непрерывная кривая,
описывающая амплитуду звуковой волны, подвергается дискретизации - разбиению на
отдельные интервалы (отсчеты), внутри которых амплитуда считается постоянной;
таким образом фиксируются временные характеристики
волны. Затем эти мгновенные значения амплитуды еще раз разбиваются на конечное
число значений - теперь уже по самой величине амплитуды - и выбирается наиболее
близкое из этих дискретных значений; так фиксируются амплитудные
характеристики. Если говорить по отношению к графику (осциллограмме) звуковой
волны, то можно сказать, что на него накладывается некая сетка - крупная или
мелкая, которая определяет точность преобразования волны в цифровую форму.
Мелкость
временной сетки - частота дискретизации - определяет
прежде всего частотный диапазон преобразуемого звука. В
идеальных условиях для передачи сигнала с верхней частотой F достаточно частоты
дискретизации 2F, в реальных же, приходится выбирать некоторый запас.
Точность же представления самих значений амплитуды - разрядность отсчетов -
определяет в первую очередь уровень шумов и искажений, вносимых при
преобразовании. Естественно - снова для идеального случая, поскольку шумы и
искажения вносятся и другими участками схемы.
В
начале 80-х, когда разрабатывалась система "компакт-диск",
ориентированная для бытового применения, по результатам экспертных оценок была
выбрана частота дискретизации 44.1 кГц и разрядность отсчета 16 бит (65536
фиксированных уровней амплитуды). Этих параметров достаточно для точной
передачи сигналов с частотой до 22 кГц, в которые вносится дополнительный шум
на уровне примерно -96 дБ. На уровне бытовой аппаратуры конца 70-х эти
параметры выглядели довольно заманчиво - тем более,
что акустических систем, способных более-менее точно передать звук с такими
параметрами, тогда практически не существовало. В студийной работе использовалась
та же разрядность отсчета при частоте дискретизации 48 кГц, что в то время
считалось вполне достаточным.
За прошедшее время ситуация сильно изменилась - значительно
возросло качество передачи звука в студийных и бытовых системах, снова вошли в
моду ламповые усилители и схемы, когда-то признанные неэффективными, но
вносящие в звук меньше искажений, чем новые, и многие стали жаловаться на
характерный "цифровой" призвук в музыке на компакт-дисках, причиной
которого явилась недостаточные разрядность отсчетов и прежде всего - частота
дискретизации. Дело в том, что при оцифровке сигнала с частотой
дискретизации F необходимо полностью удалить все его составляющие с
частотами выше F/2. Обычные аналоговые проигрыватели и усилители, для которых
гарантировалась передача диапазона до 20 кГц, на самом деле не вырезали из
сигнала более высоких частотных составляющих - их амплитуда просто постепенно
спадала, и у качественных аппаратов этот спад был более пологим, а звук - более
естественным и прозрачным. Однако при глубоком подавлении высших частот - даже
тех, что неслышимы сами по себе - общая звуковая картина меняется достаточно
заметно для хорошей аппаратуры и тренированного слуха.
Таким
образом, весьма высокие еще для начала 90-х параметры цифрового звука "16
бит/44.1 кГц" сейчас могут считаться лишь минимально допустимыми для
понятий "качественный звук" и "Hi-Fi".
В студийной работе происходит переход на стандарт "24 бита/96 кГц",
который по теоретически достижимому качеству пока заметно перекрывает возможности
существующих звуковых систем. Внутри стандарта "компакт-диск",
ограниченного своими 16 разрядами и 44.1 кГц частоты дискретизации,
используется преобразование цифрового звука под большую частоту дискретизации и
разрядность с последующей интерполяцией промежуточных значений. Само по себе
это не улучшает качества звука, однако позволяет заметно снизить погрешности,
возникающие из-за неидеальности ЦАП, фильтров и
прочих элементов тракта.
В обычной же компьютерной звуковой карте уже при простых записи-воспроизведении
трудно достичь даже качества хорошего проигрывателя компакт-дисков, не говоря
уже о том, чтобы полностью "вычерпать" потенциальные характеристики
внедряемых сейчас более высоких частот и разрядностей. Происходит это
потому, что компьютерная карта во многом является зависимым устройством,
получая питание от источника компьютера и находясь под влиянием разнообразных
помех и наводок от прочих компьютерных компонент. Подавляющее большинство карт
имеют совмещенные на одном кристалле ЦАП и АЦП, что снижает их
помехозащищенность. Более "грамотное" проектирование звуковой карты -
введение корректирующих и помехоподавляющих цепей, стабилизации питания, вынос
чувствительных компонент за пределы компьютера - сразу же резко увеличивает ее
стоимость, что снижает объемы продаж и еще более поднимает продажную цену,
которая уже начинает приближаться к цене младших моделей студийных аппаратов.
Покупка "фирменных" компьютеров со сниженным уровнем помех также
плачевно сказывается на общей выгоде.
Примерно
такая же картина складывается с параметрами компьютерных WT-синтезаторов: к
недостаткам собственно в качестве звука добавляется ограниченность тех или иных
возможностей, которые в автономных профессиональных аппаратах представлены
более полно. Нередко богатые аппаратные возможности синтезатора не
поддерживаются должным образом его программным обеспечением, а для
пользователя-музыканта это равнозначно их отсутствию. Чрезвычайно скудна
документация, часто не освещающая до конца всех возможностей - особенно в
сравнении с пухлыми томами описаний профессиональных инструментов.
Таким
образом, возникает парадокс: главное преимущество компьютерных карт - их
сравнительно низкая стоимость по отношению к возможностям - с лихвой
компенсируется явно недостаточными по сегодняшним
меркам качеством звука, аппаратных возможностей по его обработке, уровнем
программного обеспечения. К тому же многие серьезные производители - Roland, Ensoniq, Yamaha - вполне умышленно ограничивают качество и
возможности выпускаемых ими компьютерных карт по сравнению с самостоятельными
изделиями. Поэтому у пользователей - прежде всего музыкантов - возникает
справедливый вопрос: оправдывает ли себя идея использования компьютера, или же
в ней больше от рекламных трюков на популярном нынче направлении?
Ответ
прост: в современном процессе работы со звуком и музыкой без компьютера не
обойтись - кроме известных направлений чисто акустической музыки, исполняемой
"живьем". Другое дело - нужно правильно определить место
компьютера в этом процессе. Было бы неверно полагать, что можно полностью
заменить профессиональную студию с кучей серьезной и дорогой аппаратуры и
звукоинженеров одним недорогим бытовым компьютером с недорогой же звуковой
картой. Однако с их помощью можно начать делать то, что традиционно
делалось только в "серьезных" студийных условиях - у себя дома или в
небольшой любительской студии. Можно изучить и освоить возможности синтезатора,
эффект-процессора, приемы воздействия на звук для
получения желаемой его динамики и окраски, научиться записывать, создавать и
использовать собственные звучания, подготавливать и сводить фонограммы. Для любителя и даже профессионала, не требующего сверхвысокого
качества звука, даже этого может оказаться вполне достаточно, а остальные
довольно скоро почувствуют ограниченность простой конфигурации - и весьма легко
смогут заменить ее на более сложную и качественную, причем чаще всего - с
гораздо меньшими потерями, чем при работе только с самостоятельными аппаратами.
Вначале это может быть замена на более серьезную и качественную звуковую карту,
затем - на автономные устройства с компьютерным управлением. Важно то, что при
помощи компьютера нужным с программным обеспечением можно "выжать
досуха" практически любой аппарат, для управления которым с его собственной
панели просто-напросто не хватает рук.
Кроме
этого, многие профессиональные музыканты пользуются компьютерными картами для
создания так называемых "домашних заготовок" - как и многие писатели,
архитекторы или модельеры. В условиях дороговизны аренды
студийного времени нередко оказывается более выгодным спокойно подготовить дома
"черновик", не обращая особого внимания на несоответствие уровня
шумов, прозрачность звука и натуральности имитации традиционных инструментов
студийным канонам, а затем уже принести его в студию, где опытные специалисты
быстро подберут аналогичные режимы работы "серьезной" аппаратуры,
которая исполнит то же самое с "настоящим студийным качеством".
Такой подход позволяет наиболее оптимально организовать разделение труда,
оставив музыканту работу собственно над музыкой, а звукоинженеру - над ее
сведением и записью.
Мне
часто приходится консультировать музыкантов и звукорежиссеров - как любителей,
так и профессионалов - в вопросах применения компьютеров в их работе. И нередко
приходится сталкиваться и с непонятным желанием получить все "в одном
флаконе", соединив принципиально несовместимые требования, и с
разочарованием от того, что не получится, купив
недорогой компьютер, сразу же приступить к выпуску у себя дома компакт-дисков
мирового класса. Однако мне еще не приходилось видеть человека, который, хотя
бы наполовину разобравшись в звуковых возможностях компьютера, после этого смог
бы отказаться от его использования. В этом и состоит правильный подход: не заменить
одним инструментом все остальные, а применить его там, где ему самое
место - только в этом случае достигается наибольший эффект от вложения и
средств, и усилий, и времени.
Руководство начинающего грабителя