Sound Forge 4.5b

by Sonic Foundry: http://www.sonicfoundry.com/

Лицензионный бокс Sound ForgeРанние версии прог с этим названием появились относительно давно. Тогда еще на большинстве PC мира висела оболочка Windows 3.11. Но уже тогда программа выделялась среди прочего подобного софта и внушала надежды. Теперь же под Windows 95/98/NT это признанный стандарт де факто в области работы с аудио. На мой взгляд, это результат прекрасно продуманного механизма элементарных операций. Здесь и работа с блоками, и всевозможные кроссфейды, и выравнивание курсора по координатной сетке и 0 dB, и обширные возможности "нарезания" материала. К этой тысячи приятных мелочей прибавьте постоянно увеличивающееся число поддерживаемых прогой форматов файлов (в том числе видео, скоро mp3), отличную поддержку плагинов DirectX, интегрированную работу с сэмплами (наследство Acid), неплохие встроенные средства обработки звука (см. ниже), приятный интерфейс! Да что там! Всего сразу и не перечислишь! Итак, по порядку.

Sound Forge работает примерно с 20 форматами, основным из которых для вас наверняка станет WAV. Также полезным может оказаться .raw - так называемый "сырой" формат для открытия какой-нибудь звуковой библиотеки из игрушки и пр.. Открыв или записав WAV файл у вас появляется возможность редактирования звукового материала самыми различными инструментами. Проинсталированные DirectX plugin'ы звуковой обработки будут подцепляться в выпадающее меню DirectX программы. Вообщем, даже вшитые в Forge эффекты типа Flange/Wah-wah/Phaser, Reverb/Delay, Time Compress/Expand могут с успехом быть использованы при работе со звуком, однако настоятельно советую прочитать раздел Plugins. Их использование упростит вашу работу. В Sound Forge можно менять кучу настроек, включая регулировку цветовой палитры, некоторых других вспомогательных установок. Программа предполагает нормальную работу с видео файлами формата AVI. В опциях вы найдете кучу настроек по синхронизации. Ниже приведены многочисленные инструменты редактирования звука в Sound Forge:

Normalize - выравнивание амплитуды аудио куска по 0 dB - максимальное значение без искажения. При увеличении амплитуды за 0 dB возникает перегруз - clipping. Просто всегда нормализуйте сигнал перед обработкой другими эффектами, не вдаваясь в подробности.
Channel Convertor- фича для изврата над стерео файлами - расширение/сужение стерео базы, конвертор типа стерео - моно и прочее.
DC Offset - смещение по оси амплитуды относительно нулевого напряжения (проще говоря, относительно оси времени).
Graphic EQ - из трех видов эквалайзеров именно графический самый прикольный - наиболее удобный и предсказуемый. Спектр частот разбит на полосы, каждой из n-ного количества полос соответствует движок-слайдер (slider), регулирующий ее уровень.
Parametric EQ - полосы частот задаются вручную, затем регулируются. Все набивать цифирьками - не советую - чисто профессиональная штука.
Paragraphic EQ - порнографический - полная лажа, по крайней мере в исполнении Sonic Foundry. Есть графическое представление - координатная сетка "амплитуда/частоты". Однако регулировать приходится цифирками - лажа одним словом.
Fade In/Out - равномерное нарастание/затихание уровня сигнала.
Fade Graphic - общий случай - рисуй огибающую как хочешь, хоть по экспоненте.
Insert Silence - вставляет определенный по времени кусок абсолютной тишины (-Inf. - бесконечно тихая тишина) в аудио сэмпл.
Invert/Flip - "крутит" сигнал относительно оси времени - абсолютно бесполезная вещь, хотя...
Mute - мутирование, выделяешь кусок аудио файла, жмешь Mute и он превращается в абсолютную тишину - не знаю как еще это можно объяснить!
Pan/Expand - рисовалка панорамы для стерео файла.
Resample - с помощью этой вещицы можно ресэмплировать сигнал (например 44.000 Hz ->13.666 Hz или наоборот).
Reverse - переворачивает файл задом на перед.
Smooth/Enhance - по сути дела плавный регулятор соотношения между низкими и высокими частотами. Хотя в хелпе по жизни о нем пишут, мол смягчает звук. Никогда не мучайся этой хренотой, возьми лучше обычный эквалайзер.
Volume - увеличение/уменьшение амплитуды сигнала - громкость одним словом.
Time Compress/Expand - сжатие/разжатие по времени. Можно просто замедлять/ускорять воспроизведение звука, тем самым разжимая/сжимая его - тогда получается неизбежная транспозиция . Но можно использовать Time Compress/Expand и избежать этого, если надо.
Amplitude Modulation - амплитудная модуляция
Chorus - создание эффекта хора, получается путем наложения обрабатываемого аудио материала самого на себя с определенным смещением, затиханием и модуляцией.
Reverb - реверберация. Из всех готовых пресетов больше всего понравился Metal Tank, особенно хорошо звучит с роялем.
:)
Delay Simple - простая задержка сигнала.
Delay Multi-Tap - более продвинутая задержка.
Distortion - дисторшн - сильное (или не очень) ограничение амплитуды для создания специфического перегруженного звучания
Dynamics Graphic - компрессор/экспандер/гейт
Dynamics Multi-Band - то же что и Dynamics Graphic, только есть возможность компрессировать/экспандить по выбранным полосам частот независимо.
Envelope - рисовалка огибающей сигнала, или проще говоря, громкости..
Flange/Wah-Wah- флэнжер - не знаю как описать, надо слышать.
Gapper/Snipper - может с определенной частотой вставлять в аудио материал заданные промежуткитишины, или же вырезать их - не знаю, сложно на пальцах объяснить...
Pitch Bend - рисовалка высоты тона.
Pitch Shift - сдвиг высоты тона на определенное количество полутонов/центов (1/100 полутона).
Noise Gate - шумодав в паузах.
Vibrato - частотное вибрато - класно смотрится при наложении на вокал в нужных местах.

Скриншот

Sound Forge 4.5c

Все так же, как в версии 4.5b, только еще добавлена возможность работы с файлами формата MPEG. Больше существенных изменений нет. Однако эта новая фича оказывается весьма полезной в определенных ситуациях. Например у меня есть сидючок "Золотая коллекция звуковых эффектов", так вот на нем все звуки в Compressed WAV (это тот же Mpeg Layer 3). Так вот этих звуков там часов на 10 в общей сложности - просто очень много. Поэтому постоянно лазить во внешний mp3-декодер по каждому понравившемуся эффекту - очень неудобно => спасибо тебе, уважаемый Sonic Foundry и, конечно же, Radium. Ведь до вмешательства крякеров описываемая прога стоила порядка 500$. Подобные несуразные для русского обывателя цены на софт - наверное, отличительная черта фирмы.

Hosted by uCoz