Неожиданно хорошие вести пришли
сегодня из северокорейского города Кэсон, где завершились
переговоры представителей Севера и Юга Кореи по вопросу
о стыковке железных дорог КНДР и Республики Корея. Стороны
договорились провести церемонию стыковки 14 июня. Однако,
без решения северокорейской ядерной проблемы проект не может
иметь перспективу.
Именно в
этот день 15 июня три года назад состоялась первая межкорейская
встреча на высшем уровне. Очевидно, Сеул и Пхеньян, определяя
дату церемонии стыковки, стремились продемонстрировать миру
свою готовность к развитию взаимовыгодных связей несмотря
на неблагоприятное развитие военно-политической обстановки
вокруг Северной Кореи.
Факт, безусловно,
отрадный, но не менее и удивительный: сегодня же Пхеньян
еще раз расписался в своих притязаниях на обладание ядерным
оружием. Оно, по утверждению северокорейцев, позволит им
сократить обычные вооружения, уменьшить в целом расходы
на оборону и таким образом улучшить экономическую обстановку
в стране.
Позитивно,
бесспорно, и то, что президент Южной Кореи Ро Му Хен после
недавних переговоров с руководителями США и Японии заявил
о своей неизменной приверженности политике налаживания политического
диалога с КНДР, в то время как Токио и Вашингтон сочли необходимым
сочетать такой диалог с давлением на Северную Корею. Все
эти события в совокупности дают основания полагать, что
Пхеньян и Сеул всерьез решили заняться проблемами межкорейского
сближения и, прежде всего, - в экономической области. Но
возможно ли такое сближение на фоне текущих ядерных устремлений
северян?
Планируется,
что будут соединены железные дороги северной и южной частей
Корейского полуострова с последующим выходом на российский
Транссиб. Стыковка железнодорожных путей будет осуществлена
на восточном и западном участках демилитаризованной зоны,
разделяющей сегодня некогда единую Корею. Экономисты уже
подсчитали: стыковка выгодна всем сторонам. С юга полуострова
товары пойдут прямиком через северокорейскую территорию
и Транссибирскую магистраль в Европу и обратно. Заинтересованность
и участников проекта, и потребителей - колоссальная.
Москва отреагировала
на эту новость сразу же, официальный представитель МИД России
Александр Яковенко заявил: "Это очень перспективный
проект, и мы будем поддерживать его реализацию…Россия в
этом очень заинтересована».
Ранее, на
презентации Транссиба в Южной Корее, представители российского
МПС отмечали, что потенциал железных дорог России позволяет
перевозить из Кореи в Европу не менее 1 миллиона контейнеров
в год. По словам первого заместителя министра МПС Вадима
Морозова, железные дороги России уже сейчас готовы перевозить
с Корейского полуострова в Европу не менее 200 тысяч контейнеров.
Российские железнодорожники указывали при этом на целый
ряд преимуществ проекта, одно из них состоит в том, что
грузы можно будет перевозить на маршруте в 12 тысяч км без
пересечения границ.
Как известно,
в России уже идут работы по модернизации 240- километрового
участка Дальневосточной железной дороги в приграничном с
КНДР районе. В интересах реконструкции Транскорейской магистрали
российская и южнокорейская стороны договорились об активизации
научно-технического сотрудничества между администрациями
железных дорог и научными институтами двух стран в области
организации грузовых перевозок, эксплуатации железнодорожного
транспорта и создания системы мониторинга прохождения грузов.
Стороны предпринимают усилия для привлечения инвесторов.
Предполагается создание международного консорциума для строительства
и дальнейшей эксплуатации Транскорейской железной дороги
Все бы хорошо,
но, увы, не все эксперты смотрят на развитие событий с безграничным
оптимизмом. Даже в сугубо хозяйственном ведомстве - министерстве
путей сообщения России, говоря об очевидной экономической
выгоде в результате реализации проекта, с тревогой отмечают
и большой политический риск для России, связанный с неблагоприятным
развитием военно-политической ситуации вокруг КНДР.
Российские
ученые-страноведы тоже не спешат с оптимистическими прогнозами.
Так, в беседе с корреспондентом Страны.Ru ведущий эксперт
Центра корейских исследований института Дальнего Востока
РАН Александр Жебин отметил «крайне негативное» влияние,
которое оказывает стремление КНДР к обладанию ядерным оружием
на ситуацию с развитием двустороннего и многостороннего
экономического сотрудничества в регионе, в частности, и
в рамках проекта стыковки железных дорог. «Вряд ли до исчерпывающего
решения северокорейской ядерной проблемы можно рассчитывать
на участие в проекте такого важного партнера, как Япония.
Нельзя забывать и о том, что и у Соединенных Штатов отсутствует
заинтересованность в его реализации», подчеркнул ученый.
«Вряд ли
и частный бизнес решится на серьезные инвестиции, на активное
участие в проекте, если не будет прочных гарантий стабильного
и мирного развития обстановки на Корейском полуострове.
Хотя идея, в принципе, представляется очень перспективной.
Мы все же готовим свои транспортные проекты для этого направления»,
сказал корреспонденту российский предприниматель Олег Мусаев,
активно работающий на корейском рынке.
Аналогичные
сомнения, наверняка, одолевают и большинство южнокорейских
предпринимателей. Но пока они широко их не афиширую, видимо
рассчитывая на то, что северокорейский конфликт будет решен
мирным путем.