Российские нефтяные компании
в условиях растущей добычи нефти и нехватки экспортных трубопроводных
мощностей ищут все более экзотические пути экспорта продукции.
Новой целью нефтяников стал Иран. ЛУКОЙЛ и СИДАНКО доставляют
туда нефть через Каспий, а вчера стало известно, что ЮКОС
намерен реанимировать простаивающий со времен распада СССР
нефтепровод Павлодар–Чимкент– Туркменабад (бывший Чарджоу),
проходящий по территории трех стран СНГ. ЮКОС планирует
наладить в Иране сбыт нефтепродуктов, произведенных из его
нефти на Сейдинском НПЗ в Туркмении.
Как сообщило нефтяное агентство
Petroleum Argus со ссылкой на источники в ЮКОСе и генерального
директора казахской трубопроводной компании "Казтрансойл",
ЮКОС уже изучил состояние простаивающей нероссийской части
нефтепровода Омск–Павлодар– Чимкент–Туркменабад и готов
в самое ближайшее время начать поставлять до 2 млн т своей
нефти на Сейдинский НПЗ. Полученные таким образом нефтепродукты
ЮКОС по железной дороге планирует доставлять в иранский
порт Нека (см. карту).
Нефтепровод Омск–Павлодар–Чимкент–Чарджоу
был построен в период с 1977 по 1983 год для транспортировки
западносибирской нефти на нефтеперерабатывающие заводы Казахской
и Туркменской ССР. Пропускная способность нефтепровода на
участках Омск–Павлодар составляла 36 млн т нефти в год,
Павлодар–Чимкент – 17 млн т в год и Чимкент–Чарджоу – 7
млн т в год. После распада СССР и прекращения поставок западносибирской
нефти нефтепровод Чимкент–Туркменабад на участке от 11-го
до 294-го километра не эксплуатируется. Действующая часть
используется для доставки нефти от месторождений на узбекско-туркменской
границе до расположенного под Туркменабадом Сейдинского
НПЗ, который работает на 30% от своей мощности.
Идея реанимировать простаивающий
нефтепровод возникла еще в конце 1990-х годов. "Казтрансойл"
и российская "Транснефть" оценили затраты на расконсервацию
в $20 млн. Предполагалось, что по нефтепроводу можно будет
транспортировать до 5 млн т нефти в год. Из Туркменабада
нефть по железной дороге планировалось транспортировать
в Иран. Несмотря на то что идея понравилась целому ряду
российских компаний, регулярно использующих нефтепровод
Омск–Павлодар для доставки нефти на НПЗ Казахстана, она
не была осуществлена.
Вице-президент "Транснефти"
Сергей Григорьев вчера заявил Ъ, что реанимировать трубопровод
не удалось из-за разногласия между странами, через которые
он проходит.
Пресс-секретарь ЮКОСа Александр
Шадрин вчера не смог прокомментировать информацию о планах
компании по поставкам нефтепродуктов в Иран. Сергей Григорьев
также заявил, что ничего не знает о достигнутых ЮКОСом договоренностях.
Между тем, по информации
Ъ, ЮКОС уже в ближайшее время должен подписать соглашение
с туркменской государственной корпорацией "Туркменнефтегаз",
после чего российская компания сможет начать поставки нефти
на Сейдинский НПЗ. Близкие к переговорам источники сообщили
Ъ, что заинтересованность в скорейшей загрузке завода высказал
лично президент Туркмении Сапармурат Ниязов, пообещавший
также, что в течение ближайших пяти лет предприятие будет
приватизировано. Нефтепродукты с Сейдинского НПЗ можно продавать
в Иран и в Афганистан.
ЮКОС более интересуется
поставками в Иран, поскольку планирует в обмен на нефтепродукты
получать нефть в Персидском заливе. Схожие планы есть и
у конкурентов. Нефть в Иран, в том числе по схеме замещения,
сейчас поставляют многие компании, работающие в Каспийском
регионе. С конца прошлого года экспортом нефти в Иран занимается
ЛУКОЙЛ, использующий для этого нефтеналивной терминал Волгоградского
НПЗ. Нефть транспортируется танкерами по Волге и Каспийскому
морю. По данным вице-президента компании Юрия Сторожева,
в 2003 году ЛУКОЙЛ планирует экспортировать таким образом
не менее 3,5 млн т нефти.
Ту же схему, что и ЛУКОЙЛ,
но с использованием терминалов Саратовского НПЗ, применяет
СИДАНКО. Как сообщил Ъ пресс- секретарь компании Денис Давыдов,
СИДАНКО в мае отправила в Иран две партии нефти общим объемом
около 100 тыс. т. По словам господина Давыдова, это были
пробные поставки и сейчас компания изучает целесообразность
регулярного экспорта нефти в Иран.