В докладе
наркома внутренних дел Туркестанской советской республики
в Москву от 31 мая 1918 г. речь шла о хаосе в административном
устройстве края, об отсутствие исполнительской дисциплины
на всех уровнях власти, о конфликтах между коренным и русским
населением Сыр-Дарьинской области и Семиречья. Известный
лидер казахских большевиков, тогда председатель Аулие-Атинского
совдепа Сыр-Дарьинской области, Т.Р.Рыскулов, писал в Наркомнац
Туркестана: «Многотысячное население до сего времени мало
понимает, что такое советская власть, и мало коснулась его
агитация»21.
Члены специально направленной в конце 1918 г. в Туркестан
комиссии ВЦИК и СНК (Турккомиссии) Ш.Элиава, В.Куйбышев,
Я.Рудзутак в феврале 1919 г. докладывали в Москву, что становление
советского федерализма происходит в весьма далеких от желаемых
форм. Всюду, отмечали они, бросались в глаза полнейшая оторванность
провинций от столицы автономии, Ташкента, и «доведенный
до абсурда автономизм», полное господство местных русских
элементов, прежде всего рабочих-железнодорожников, ярко
выраженное деление населения на мусульман и «европейцев»,
коррупция власти. Под именем РКП(б), считала комиссия, группируются
самые различные элементы, имеющие очень отдаленное отношение
к революционному движению.
Турккомиссия указывала на то, что в крае предстоит провести
грандиозную работу по реорганизации аппарата власти. «Предыдущая
дикая форма господства отдельных групповых интересов над
туземным населением грозит смениться взрывом шовинизма —
как реакцией против прежнего притеснения. Силы местных советских
работников можно использовать только, когда они станут перед
фактом твердого решения центра сделать Туркестан одной из
составных экономических частей республики», — писали члены
комиссии22.
Военно-коммунистические методы управления, пренебрежение
преимущественно русскоязычных большевиков национальной спецификой
(чаще всего она к тому же была им просто незнакома — или
казалась несущественной мелочью в пожаре мировой революции)
вызывали сопротивление, выразившееся в разных формах — от
глухого раздражения и игнорирования новой власти до открытого
сопротивления.
«Если раньше кучка людей, под именем царских чиновников,
безответственно угнетала и чинила над киргизами [казахами]
всякого рода насилия, то такую же деятельность проявляла
на окраинах кучка тех же и других людей, прикрываясь именем
большевиков-коммунистов. Я и мои единомышленники, — объяснял
один из лидеров казахских автономистов А.Байтурсынов свое
поведение в 1918 г., — не мирившиеся с таким положением
раньше при царской власти, не могли мириться и теперь, и,
думая, что подобные дела творятся повсюду в советской России,
были против признания советской власти»23.
Правда, прежде чем примкнуть к белым, казахи, как уже говорилось,
попробовали найти компромисс с советской властью и вступили
в переговоры с СНК о принципах автономного устройства края
в рамках советской федерации, но соглашение в конце концов
было сорвано победами белых. Во время переговоров, тем не
менее, отчетливо обнаружился прагматизм обеих сторон, о
котором писал один из местных деятелей.
С одной стороны, проявились «хитрость и осторожность восточных
политиков, готовых на всевозможные уступки, лишь бы получить
право на официальное признание существующего», т.е. созданной
на основе пропорционального представительства национальностей
автономии. С другой стороны, имела место «грубость рабоче-крестьянского
правительства, провозгласившего принцип самоопределения
народностей и соглашающегося признать киргизскую автономию
лишь при условии признания правительством советской власти»24.
В телеграмме Наркомнаца в восточные окраины России, опубликованной
в «Правде» под названием «Одна из очередных задач», наряду
с признанием, что на окраинах «советская власть еще не успела
стать ... народной», содержался прямой призыв использовать
как способ вовлечения масс в революционный процесс предоставление
им автономии, которую «необходимо взять» у «буржуазных групп»,
«очистив ее от буржуазной скверны».
Наркомнац объяснял нежелание местных элит признать местные
же советы стремлением превратить автономию в орудие «закабаления
масс». Этот орган власти отверг предложение «некоторых буржуазно-националистических
групп» о пропорциональном представительстве от национальных
«меньшинств» и «большинств». В качестве основы для выборов
на учредительные съезды и фундамента автономии предлагался
классовый принцип25.
Очевидно,
противоречия в отношениях большевиков с так называемыми
буржуазными националистами во многом объяснялись тем, что
первые исходили исключительно из классовой парадигмы в объяснении
программ и тактики последних, для которых между тем решающую
роль играли совсем иные критерии.
Признавая отсутствие классовой дифференциации у большинства
этносов восточных окраин России, большевики в то же время
руководствовались в своей политике именно классовым подходом.
В итоге с помощью чрезвычайных органов власти — ревкомов,
а также советов не оформленному в четкие представления национальному
чувству навязывались новые условия жизни в советском государственном
образовании.
Так, в тезисах краевого Оргбюро РКП(б) весной 1920 г. обосновывалась
необходимость сохранения в Казахстане ревкомов как органов
советской диктатуры и следующим образом объяснялись причины
поражения националистов, стремившихся создать несоветское
государство:
«а) вследствие полной социальной неподготовленности киргизского
народа для независимой и совершенно самостоятельной государственной
жизни в силу хозяйственной и культурной отсталости;
б) вследствие общей политической и международной обстановки,
когда русская буржуазия при помощи международных империалистов
вела ожесточенную борьбу с советской властью за восстановление
старой буржуазно-помещичьей, единой и неделимой России ...
киргизам грозила явная опасность превращения в колонию России
или одного из капиталистических государств и создало [так
в тексте] полную невозможность самостоятельного государственного
развития и нарождения и усиления своей национальной буржуазии»26.
Между тем самым горячим желанием масс было прекращение кровавой
бойни; никто не хотел отдавать жизнь за интересы любой из
воюющих сторон — отсюда и перманентное дезертирство из воинских
частей красных и белых, и переменчивость политических настроений
на местах. По мнению одного из советских работников, «киргизские
массы были так забиты вековым гнетом самодержавия, были
так отсталы в культурном и политическом отношении, что они
были по большей части безучастными зрителями происходящей
на их территории гражданской войны»27. Скорее, это было
положение жертвы, оказавшейся между молотом и наковальней,
характерное и для многих других этносов страны.
Такой вывод подтверждается данными и красных, и белых. Так,
агентурная разведка 1-й большевистской армии сообщала в
1919 г. о положении в лагере противника: «При наступлении
сплошь и рядом посылается первая цепь с оружием, а вторая
с нагайками, а затем с оружием третья. Мусульманам доверия
нет, их всегда посылают в передних цепях, сзади ставят пулеметы;
среди мусульман за последнее время наблюдается сильное дезертирство»28.
Осведомительный отдел штаба колчаковских войск указывал,
что «киргизы, обманным путем привлеченные на службу в красноармейские
части, теперь не хотят драться против правительственных
войск и массами дезертируют. На этой почве постоянные столкновения
Красной армии с киргизами»29.
В целом же и ход военных действий, приводивший к победам
Красной армии, и неудачная политика белых заставляли массы
и национальных лидеров склоняться к признанию советской
власти.
Страница
1I2I3I4I5I6I
***
|