Главная | Биология | Литература | Химия | История | Экстремальный спорт | Гостевая I Форум

 
Национальный вопрос в годы гражданской войны в России
 

В борьбе украинских националистов за самостоятельность проявилась их слабость, обернувшаяся уступками иностранному давлению и потерей настоящей свободы. Оказалось трудным завоевать и доверие украинского крестьянства, которое добивалось самоуправления и решения земельного вопроса — и потому, в конечном счете, повернулось к советам.
Национально-освободительное движение украинского крестьянства в годы гражданской войны, как и повсеместно, было социально ориентировано, а оккупационные режимы и общая атмосфера деградации и насилия вызывали резкое обострение межнациональных конфликтов, настоящие взрывы национал-социализма, как считает специально занимавшийся этим вопросом А.Грациози30.
Советское правительство к февралю 1920 г. добилось установления своей власти в главных центрах Украины. Контроль над выборными органами не мог быть обеспечен включением в них националистов. К тому же массами власть воспринималась как городская и уже потому этнически чуждая. Решающую же роль играли фактор военного превосходства и способность социально-экономическими реформами добиться поддержки населения.

В борьбе за власть большевики часто шли на создание национальных республик, особенно в районах боевых действий. Так было с уже упоминавшимся проектом Татаро-Башкирской автономии, с Горской республикой. На искусственность, нежизнеспособность таких объединений пытались не обращать внимания, добиваясь подавления национализма, опасного для централизованной власти.
Советизация ранее образованных, а также провозглашение новых автономий и формальное признание самостоятельности договорных, а затем союзных республик определялись и расчетом на мировую революцию. В докладной записке Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока в Президиум ВЦИК 1 октября 1919 г. говорилось: «Туркестан при настоящих условиях международного политического положения является преддверием социальной революции на Востоке. Через него и только через него мы можем установить связь с Ближним Востоком — Афганистаном, Индией, Персией и т.д. и революционизировать их, подготавливая в них восстание против международного империализма»31.
Сходное отношение проявилось и к созданию советских республик в Белоруссии и Литве. Схема была довольно простой: создавалось советское правительство и объявлялись советские независимые республики, хотя говорить о развитом национальном движении и сознании в Белоруссии можно было только с большой натяжкой.
Не упускался из виду и международный аспект проблемы. Уполномоченный ЦК РКП(б) А.А.Иоффе заявил 22 января 1919 г. на заседании Центрального бюро Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии, что создание Белорусской и Литовской республик обусловлено «желанием ... избежать непосредственного воздействия империализма на Россию», «создать между ним и нами ряд республик-буферов»32.
В ходе военных действий 1919—1920 гг. в Белоруссии восторжествовала большевистская власть; в декабре 1920 г. определились формы государственности новой республики, дорабатывавшиеся после принятия Конституции (февраль 1919 г.). Однако сущность «советского федерализма» и механизмы его осуществления оставались непонятными самим большевикам.
Хорошо известно, что во вторую программу партии на VIII съезде РКП(б) вошла формулировка Н.И.Бухарина, поддержанная и И.В.Сталиным, о самоопределении трудящихся классов каждой нации.
Только в решениях VIII Всероссийской конференции РКП(б) в декабре 1919 г. было сказано о праве наций на самоопределение. Ленин доказывал своим товарищам, что образование национальных государств не противоречит принципу федерализации страны и способствует организации местного самоуправления. При этом все коммунисты единодушно признавали приоритет классовых интересов над национальными и верили в мировую революцию.
Своеобразным федеративным договором между суверенными республиками стал декрет ВЦИК от 1 июня 1919 г., обеспечивший их сотрудничество в области экономики и культуры, координацию внешнеполитической деятельности. На федеративной основе строились союзнические отношения РСФСР и УССР в 1918—1922 гг.

К концу гражданской войны в составе РСФСР были образованы Башкирская, Татарская, Киргизская (с 1925 г. Казахская) советские автономные республики, а также Чувашская и Калмыцкая автономные области, Дагестанская и Горская республики.
В том же, 1920-м, году упрочились просоветские режимы в Хорезме и Бухаре, с которыми РСФСР заключила договоры. Процесс установления большевистской власти военно-политическими средствами в этих регионах, а также в Закавказье и других местах рассматривается в ряде публикаций33.
Лидеры национальных движений левого толка не оставляли надежды на взаимопонимание с центром. Так, в письме Ф.Махарадзе Ленину от 6 декабря 1921 г. говорилось, что «вступление в пределы Грузии красных войск и провозглашение советской власти приняло характер внешнего завоевания, ибо внутри страны в этот момент никто и не думал о поднятии восстания», а за организацию «власти советов» взялись сомнительные и преступные элементы. Не учитывался и «тот факт, что за последние три-четыре года, — призывал признать автор, — массы в Грузии как-то свыклись с идеей независимости и самостоятельности Грузинского государства, хотя она была эфемерна и фиктивна».
Понятно, что не считаться с этим было нельзя. Махарадзе призывал осторожно «подходить к массам», не давать повода для разжигания национализма, делать уступки национальной интеллигенции34.
Можно утверждать, что, несмотря на все противоречия в национальной политике большевиков, предложенный ими вариант (осуществление принципа самоопределения и образование автономий) соответствовал объективным задачам модернизации многочисленных этносов бывшей империи. Это сыграло важную роль в расширении социальной опоры советской власти и в победе красных в гражданской войне.

Однако об этнической государственности думали не только большевики, но и их противники. Антибольшевистские правительства и вооруженные силы создавались и действовали преимущественно на окраинах, населенных так называемыми инородцами, и национальная политика для белых изначально была весьма важным фактором в обеспечении социальной, материальной, финансовой поддержки армий.
К августу 1918 г. насчитывалось до 20 «центральных» и областных антибольшевистских правительств: Комуч в Самаре, Временное сибирское правительство в Омске, Уральское областное в Екатеринбурге, Амурское в Благовещенске, Деловой кабинет Дальнего Востока в Харбине, казачьи — Кубанская краевая Рада, Уральское, Оренбургское. Существовали республики и автономии украинцев, закавказских народов, башкир, казахов, туркестанцев и др.
Представления лидеров таких правительств о форме государственного устройства России, о принципах взаимоотношений центра и провинции, о степени самостоятельности национальных, территориальных и культурных автономий были весьма различны. Сложное соотношение сепаратизма, автономизма, регионализма и великодержавия составило одну из важнейших характеристик событий 1918—1920 гг. Разнообразные концепции федерализма и унитаризма испытывались на практике в чрезвычайных обстоятельствах.
Пожалуй, наиболее последовательно демократических принципов национальной политики придерживался самарский Комуч, правительство которого составили эсеры (лишь ведомство труда возглавил, как известно, меньшевик И.М.Майский). В Агиткультпросветотделе Комуча был создан Инородческий отдел. Он должен был регулировать отношения между национальностями, привлекать нерусское население в ряды Народной армии, содействовать укреплению власти Комуча «в нерусской части населения», рассматривать ее ходатайства, собирать материалы с мест и предоставлять их в Комитет.
Комуч стремился к союзу с национальными движениями и организациями на основе признания идеи демократического федерализма. При этом, признавая, что окончательно решать вопрос о будущем государственном устройстве России полномочно только Учредительное собрание, Комуч заявлял своей целью «возрождение государственного единства России». Поэтому он отказывался признавать суверенные права за любым правительством, «откалывающимся от государственного тела России и провозглашающим свою независимость самостийно»35.
Тем не менее, проводя переговоры с автономистами, Комуч временно признал все организовавшиеся к августу 1918 г. небольшевистские правительства. Это касалось казахской и башкирской автономий, правительств Оренбургского и Уральского казачьих войск, получивших право формировать собственные вооруженные силы36. Это объяснялось стремлением привлечь на свою сторону союзников в условиях всё обострявшегося соперничества в борьбе за право представлять всероссийскую власть, на что претендовали не только наследники Всероссийского учредительного собрания, но и другие антибольшевистские правительства, прежде всего Временное сибирское.
В сентябре 1918 г., когда вопрос об объединении белых на востоке страны был в центре внимания собравшихся на совещание в Уфе, Комуч в своей декларации по поводу образования казахского автономного правительства (Алаш-Орда) заявил, что «для воссоздания единой, сильной свободной России и укрепления в ней федеративно-демократического строя необходимо участие в предстоящей созидательной работе всех населяющих ее народностей», а потому «осуществление отдельными территориями и национальностями своих автономных прав является лучшим залогом успеха предстоящей героической работы по воссозданию единой великой России»37.
Были определены сферы влияния и прерогативы субъектов федерации: за центром предлагалось оставить военные и иностранные дела, пути сообщения, почту и телеграф, «мероприятия общегосударственного характера по вопросам снабжения и продовольствия», утверждение временного положения об управлении автономией, согласование вопросов о формировании автономных вооруженных сил. Постановления, законы и распоряжения автономной власти не должны были противоречить законодательству центра, который имел своих уполномоченных, обладавших правом приостанавливать действия автономистских правительств. Спорные территориальные вопросы предлагалось решать совместно с органами власти прилегающих областей «и в соответствии с волеизъявлением местного населения, выраженного путем всенародного голосования или через местное самоуправление»38.
Стремясь «последовать примеру большевиков и развить агитацию до максимальной возможности», Комуч наладил выпуск газет, листовок и брошюр на языках народов Поволжья, создавал на местах отделения Инородческого отдела, пытался организовать на подвластных территориях местное самоуправление, проводил курсы, лекции, митинги, тематические «дни» и т.п.39
Не отказывались сторонники Учредительного собрания и от планов предоставления отдельным народностям страны национально-культурной автономии. Гибкость в решении национального вопроса демонстрировал, например, родившийся в Самаре проект, согласно которому дисперсно расселенные «мусульмане тюрко-татар внутренней России и Сибири ... образуют добровольный личный союз-нацию, обладающий в отношении своих членов принудительной властью» и выступающий как национальная единица, юридически равноправная «со всеми нациями, образующими в своей совокупности государство Российское»40.
Однако председатель башкирского правительства З.Валидов, представители самого Комуча и Сибирское правительство усмотрели в этом опасность для целостности России и тенденцию к мусульманскому сепаратизму. Вообще полной ясности и определенности в отношениях с разнообразными национальными структурами Комуч в своей политике не достиг. Так, казахская автономия признавала единство российских границ, и в отдельных обращениях Комуча она выступала в качестве субъекта федерации. Был в то же время заключен военно-политический союз, более того, всеми вопросами взаимоотношений с этим государственным образованием занимались не органы внутренней власти, а ведомство иностранных дел41.


                                                     

  Страница 1I2I3I4I5I6I

***

Свое мнение вы можете высказать в форуме


на главную страницу раздела по физике

Copyright (э) 2003 Малых Дмитрий 2002@narod.ru"> 2002@narod.ru 2002.tk">http://www. 2002.tk

 




  TBN.ru - сеть живущая по правилам 
Hosted by uCoz