В статьях содержится краткое содержание
произведения, характеристики главных героев, оценка творчества
писателя.
Литературный герой в современном смысле термина
- то есть характер, наделенный сюжетной ролью, - в литературе
Древней Руси отсутствует. Значительная часть произведений,
созданных в Х-XVI вв., вообще связана с риторикой - это торжественные
слова, проповеди, поучения, притчи; там же, где есть сюжетная
основа - в житии, путешествии (хожении), летописном рассказе
о важных исторических событиях - нет вымысла, по крайней мере
сознательного. А литературный герой, как правило, действует
в условных, специально придуманных автором обстоятельствах,
позволяющих персонажу полнее раскрыться перед читателем, проявить
себя. Называя некоторых персонажей древнерусской словесности
(например, полусказочных Петра и Февронию Муромских из Жития,
составленного Ермолаем-Еразмом) "литературными героями",
мы должны помнить, что это не до конца точное словоупотребление.
Вернее было бы говорить о "литературных образах",
созданных писателями Древней Руси и навсегда вошедших в национальную
культурную память. Два таких вечных образа - князя Игоря и
его верной жены Ярославны - запечатлены в единственном произведении
древнерусской словесности, обязательно изучаемом в школьной
программе, - "Слово о полку Игореве".
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
(Предположительно - конец XII в.; опубл. по единств. списку
XVI в. - 1800)
Игорь Святославич, князь Новгород-Северский - центральный
образ лиро-эпического произведения, посвященного неудачному
походу новгород-северской дружины и ее немногочисленных союзников
(брат И., Всеволод Святославич князь Курский, племянники Святослав
Ольгович Рыльский и Владимир Игоревич) против половцев (1185),
о пленении И. и его бегстве; о том же рассказывает и летопись.
Начало похода сопровождается грозным предзнаменованием - солнечным
затмением; звери, идущие по пятам воинов, тоже сулят беду;
после удачной битвы И. с его недавним союзником Кончаком на
рассвете в пятницу следующее утро вновь предвещает беду: кровавые
зори свет застилают, черные тучи с моря хотят покрыть 4 солнца
(т. е. русских князей). И., который ставит честь выше жизни
- и постоянно говорит о том своим воинам, - в полном согласии
с автором "Слова" воспринимает поражение как расплату
за то, что не содействовал общерусскому единству. ("Исторический"
И. долго не поддерживал союз князей, то выступая против половцев,
то действуя заодно с ними; не участвовал он и в победном походе
объединенного войска под водительством Святослава Всеволодовича
1184 г. и пленении хана Кобяка.) Именно поэтому в "Слове"
поведано о провидческом сне, приснившемся Святославу Всеволодовичу,
князю-объединителю, который стремился усыпить зло, пробужденное
удельными князьями: будто в тереме его доски без князька,
т. е. без верхней опоры; дом без конька не устоит. По существу,
с тем же мотивом единства Русской земли (залогом которого
служит единство семейно-родовое), с той же метафорой общерусского
дома связан и поэтичный плач жены И., Ярославны, которая рыдает
на крепостной стене в Путивле, обращаясь к природным силам
("Ветер-ветрило!.. Днепр-Славутич!.. Светлое и тресветлое
солнце!..") с мольбой о помощи плененному мужу. Обещая
обратиться в кукушку "безвестную", полететь по Дунаю,
омочить шелковый рукав в Каяле-реке, обтереть раны князя И.,
она свидетельствует о свой неразрывной связи с мужем о той
жертвенной преданности семье, которая контрастно оттеняет
равнодушное отношение русских князей, ковавших крамолу и говоривших
"брат брату: се мое, а то мое же", к своим "семейным"
обязанностям по отношению к родной земле.
Не случайно, что лишь глубокое раскаяние в совершенной "крамоле"
возвращает И. надежду; как природа в образе солнечного затмения
"заступала" ему дневной путь от Русской земли в
землю половецкую, так теперь Бог указывает ему дорогу сквозь
ночь "от великого Дону до малого Донца". Носитель
идеи чести, трагически переживший позор (т. е. бесчестие),
И. искупил свой "грех"; бегство князя из плена как
бы восстанавливает единство общерусского дома - солнце снова
на небе, ибо князь И. снова в Русской земле.