В статьях содержится краткое содержание
произведения, характеристики главных героев, оценка творчества
писателя.
АРИСТОКРАТКА
(Рассказ. 1923)
Григорий Иванович — герой рассказчик, слесарь-водопроводчик,
повествующий о своем увлечении некой «аристократкой»,
проживавшей в их доме. Кульминацией их отношений становится
визит
в театр. Во время антракта герой в театральном буфете предлагает
даме
«скушать одно пирожное»; она съедает также второе и третье
— притом
что денег у героя в обрез хватает на три. Когда «аристократка»
берет
четвертое пирожное, нервы у героя сдают и он решительно произносит:
«Ложи взад! Ложи, к чертовой матери!» Затем он выдерживает
пере-
палку с хозяином буфета по вопросу о том, за три или за четыре
пирожных следует платить: на четвертом «надкус <...>
сделан, и
пальцем смято». Все же у героя хватает денег на четыре пирожных,
и он
даже предлагает даме «докушать», поскольку «заплачено»; впрочем,
она
этого не делает, а «докушивает» оплаченное пирожное «какой-то
дядя».
Этот инцидент приводит к полному разрыву отношений героя-
рассказчика и «аристократки».
БАНЯ
(Рассказ, 1925)
Герой-рассказчик, начиная свой монолог с того, что, по слухам,
«в
Америке бани очень отличные», повествует о походе в обыкновенную
советскую баню, «которая в гривенник». Придя туда, он получил
в
раздевалке два номерка, которые голому человеку некуда деть:
«Карманов нету. Кругом — живот да ноги». Привязав номерки
к ногам,
герой отправляется на поиски шайки. С трудом заполучив ее,
он
обнаруживает, что вокруг него все занимаются стиркой: «Только,
скажем, вымылся, — опять грязный. Брызжут, дьяволы!» Решив
«домыться дома», герой идет в предбанник, где ему выдают чужие
штаны: дырка у них не на том месте. Удовлетворившись ими,
он
отправляется в раздевалку «за пальтом» — однако выдать его
герою не
хотят, поскольку от номерка на ноге осталась одна веревка,
«а бумажки
нет. Смылась бумажка». Все же ему удается уговорить банщика
выдать
пальто «по приметам»: «Один, говорю, карман рваный, другого
нету.
Что касаемо пуговиц, то, говорю, верхняя есть, нижних же не
предвидится». В довершение всего герой обнаруживает, что позабыл
в
бане мыло, и поход, таким образом, завершается полной неудачей.
ЖЕРТВА РЕВОЛЮЦИИ
(Рассказ. 1923)
Ефим Григорьевич — герой-рассказчик, называющий себя «жертвой
революции». Он демонстрирует зажившие ссадины и царапины на
ноге
и рассказывает, что шесть лет назад «был задавлен революционным
мотором». Служа полотером у графа Орешина, он «за четыре дня
до
революции» был заподозрен в краже золотых часов графини.
Вернувшись домой, герой страдает от несправедливости, ибо
часов не
брал. Через пять дней он вдруг вспоминает, что во время работы,
найдя
часы на ковре, сам их «в кувшинчик с пудрой пихнул». Срочно
отправившись в дом графа, он по дороге узнает, что «вчера
произошла
Октябрьская революция», а подбежав к дому, видит, как из него
выводят арестованного графа. Герой едва успевает крикнуть
ему, что
часы — «в кувшинчике с пудрой», как получает толчок колесами
грузовика: «Ну, думаю, есть одна жертва». Герой, считающий
себя
«жертвой революции», ведет себя скромно и удручен лишь тем,
что
председатель жилтоварищества «обмеривает <...> комнату
в квадратных
метрах» — видимое пытаясь обнаружить у него излишки жилплощади.
МОНТЕР
(Рассказ. 1926)
Мякишев Иван Кузьмич — театральный монтер. Рассказ о нем
ведется в связи с вопросом о том, «кто важней в театре — актер,
режиссер или, может быть, театральный плотник». Первым поводом
к
недовольству М. явился эпизод, когда на групповом снимке его
«пихнули куда-то сбоку», а в центр «посадили тенора». Последней
же
каплей оказалось то, что управляющий отказался выдать контрамарки
двум барышням — знакомым монтера, явившимся в переполненный
театр за 15 минут до начала спектакля. В знак протеста монтер
выключает во всем театре свет и включает его лишь после того,
как
управляющий обещает дать «чертовым девицам» место.
ОПЕРАЦИЯ
(Рассказ, 1927)
Ямщиков Петя (Петюшка) — главный герой. Страдая от «ячменя»
на правом глазу, он обращается в клинику и соглашается на
предложенную операцию, «тем более и докторша ему понравилась».
На
следующий день перед тем, как идти на операцию, П. приводит
себя в
порядок: «Надел чистую рубаху. Шею бензином вытер. Ручки под
краном сполоснул». Однако, когда «докторша» предлагает ему
лечь на
операционный стол, предварительно сняв сапоги, герой приходит
в
замешательство: «Ой-ой, думает, носочки-то у меня неинтересные,
если
не сказать хуже». После известных колебаний он все же снимает
сапоги,
причем просит врача «не обращать внимания» на его носки.
«Докторша» делает операцию, задыхаясь от смеха: «Аж рука дрожит.
А
могла бы зарезать со своей дрожащей ручкой!» Тем не менее
операция
проходит успешно.
СЧАСТЬЕ
(Рассказ, 1924)
Тестов Иван Фомич — герой-рассказчик, стекольщик. Отвечая
на
вопрос, было ли в его жизни счастье, он рассказывает историю,
происшедшую 20 или 25 лет назад. Однажды, сидя в трактире,
он видит,
как хозяин пытается вытолкать пьяного «царского солдата»;
оказавшись
на улице, тот в отместку разбивает булыжником зеркальное стекло
витрины. Из разбитого окна дует; но дело происходит в субботу,
и
найти стекольщика невозможно. Отсутствие посетителей в течение
двух
дней грозит трактиру большим убытком. Воспользовавшись ситуацией,
Т. запрашивает с хозяина цену, вдвое превышающую реальную;
тому приходится согласиться. В руках героя оказывается «чистых
тридцать рублей»: «Эх и пил же я тогда! Два месяца пил. И
покупки,
кроме того, сделал: серебряное кольцо и теплые стельки <...>
Вот,
дорогой товарищ, как видите, и в моей жизни было счастьишко.
Но
только раз».
ТОРМОЗ ВЕСТИНГАУЗА
(Рассказ, 1925)
Боков Володька — главный герой. Сев в дачный поезд пьяным,
он
рассуждает о своей полной безнаказанности, мотивируя «очень
отличным» происхождением (из крестьян). Один из попутчиков
предлагает герою в порядке эксперимента дернуть за ручку тормоза,
чтобы остановить поезд. Герой делает это, однако поезд не
останавливается: тормоз неисправен. Однако герой истолковывает
ситуацию по-своему: «Я ж и говорю: ни хрена мне не будет.
Выкусили?»