Культура Киевской Руси, не скованная феодальными путами,
достигла высокого уровня развития. Нет никаких оснований
видеть в ней "две культуры" - культуру господствующего
класса и класса эксплуатируемых, по той простой причине,
что классы в древнерусский период нашей истории еще не
сложились. Культура вырастала прямо из недр народных масс.
В основе ее было устное народное творчество. Если о
славянской мифологии мы имеем мало сведений, то о более
позднем пласте народной культуры - былинах мы знаем
неплохо. Ряд современных историков и филологов считают,
что в былинах нашли отражение конкретные исторические
факты и фигуры. Гораздо более правильной представляется
точка зрения на былины как на явление фольклора,
отражающее самые общие процессы социальной и политической
жизни, а на былинных героев как на совмещающих в себе
разные хронологические пласты. Но нет никаких оснований
относить былины к некоему эпическому периоду ранее эпохи
Киевской Руси. Как установлено в последнее время
(И.Я.Фроянов, Ю.И.Юдин), былины достаточно адекватно
отражают демократический строй Киевской Руси. Наиболее
известным является героический былинный цикл, в котором
воспеваются народные герои, защитники Руси - Илья Муромец,
Добрыня Никнтич, Алеша Попович и др.
Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры,
дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их
образованности и грамотности. Широкое распространение
грамотности и письменности в самых разных социальных
группах древнерусского населения подтверждается и другими
источниками (граффити, берестяные грамоты и др.). Все это
позволяет пересмотреть те взгляды, которые получили
широкое распространение в советский период - о том, что
письменность появляется лишь в условиях классового
общества, а грамотность, была уделом знати. Письменность у
восточных славян появляется под воздействием внутренних
факторов - процесса формирования городов-государств,
волостей, во многом идентичных древневосточным номам и
древнегреческим городам-государствам. На ранней стадии
развития этих доклассовых государственных образований
интеграционные тенденции были настолько сильны, что
активно стимулировали рост письменности как одного из
орудий межобщинных отношений. Решающее значение народных
нужд в развитии древнерусской письменности подтверждается
историей древнерусского литературного языка. Присущие
древнерусскому обществу общинность и демократизм были
мощными инструментами влияния народной стихии на
литературный язык. Древнерусский литературный язык весь
пронизан разговорной речью: он звучит в юридических
текстах, летописях, древнейшей из которых была "Повесть
временных лет", в "Молении" Данила Заточника
и многих
других письменных памятниках. Звучит он и в жемчужине
древнерусской письменности - "Слове о полку Игореве",
посвященном походу в 1187 г. новгород-северского князя
Игоря на половцев. Нельзя, впрочем, не отметить, что
некоторые историки считают этот памятник подделкой XVII в.
(А.А.Зимин).
В Киевской Руси высокого уровня достигла и "поэзия в
камне" - архитектура. К сожалению, мы мало знаем о
дохристианском зодчестве восточных славян - ведь оно было
деревянным. Тут могут помочь лишь археологические раскопки
и те описания, которые сохранились о храмах славян
центральной Европы. Не так много сохранилось и каменных
храмов. Уже в 989 г. князь Владимир заложил в Киеве так
называемую Десятинную церковь, посвященную Успению
Богородицы и названную так потому, что на ее содержание
выделялась церковная десятина. В Киеве же был возведен
Софийский собор - замечательный памятник зодчества и
изобразительного искусства. Храмы, посвященные святой
Софии, были построены в Новгороде и Полоцке. Русские
мастера, заимствовав многое из Византии, творчески развили
византийские традиции. Каждая строительная артель
пользовалась своими излюбленными приемами, и постепенно в
каждой земле возникала своя собственная культовая
архитектура. Основным строительным материалом был тонкий
кирпич - плинфа, а секреты состава раствора передавались
из поколения в поколение. Отличительными чертами
новгородского архитектурного стиля были монументальная
строгость и простота форм. В начале XII в. здесь работала
артель мастера Петра, воздвигнувшая соборы в Антониевском
и в Юрьевском монастырях. Ему также приписывается создание
церкви Николы на Ярославовом дворище. Замечательным
памятником была церковь Спаса на Нередице, разрушенная в
годы войны.
Иной характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли,
где основным строительным материалом была не плинфа, а
белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой
земли сложились во время правления Андрея Боголюбского.
Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие
в город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, а
неподалеку - шедевр - церковь Покрова на Нерли. Для
владимиро-суздяльской архитектуры характерно использование
выступающих пилястров, барельефных изображений людей,
животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы
и строгие и нарядные одновременно. В конце XII-начале XIII
в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким
памятником этого времени является Дмитриевский собор во
Владимире, который был построен при Всеволоде Большое
Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой.
В настоящее время, благодаря достижениям археологии, мы
многое можем сказать не только о культовой архитектуре и
теремах, но и об оборонною зодчестве, а также о жилищах
рядового населения. В прошлое ушло утверждение о том, что
в Древней Руси имелась существенная разница между образом
жизни феодальных верхов и основной массы населения.
Основным типом славянского жилища была усадьба, основой
которой был бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный.
В Древней Руси получила распространение и живопись -
прежде всего, фресковая роспись по сырой штукатурке.
Замечательный памятник фресковой живописи - Софийский
собор в Киеве. Многие из фресок посвящены бытовым сюжетам:
изображение семьи Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота
на медведя и т.д. Во внутренних помещениях собора
сохранились и великолепные мозаики - изображения,
составленные из мельчайших кусочков смальты. Одно из
наиболее известных - изображение Дмитрия Солунского.
Получила распространение в Древней Руси и икона -
изображение святых, почитаемых церковью, на специально
обработанных досках. Древнейший сохранившийся памятник
иконописи - икона "Владимирской богоматери". Она была
перенесена Андреем Боголюбским из Киева во Владимир,
откуда и идет ее название. Искусствоведы отмечают в этой
иконе лирику, мягкость, глубину выраженных в ней чувств.
Это народное поэтическое начало получает во
Владимиро-суздальском искусстве свое дальнейшее развитие.
Оно видно уже в древнейшем из дошедших памятников
станковой живописи этой земли - в оглавном "Деисусе",
выполненном, вероятно, в конце XII столетия ("Деисус"
означает "моление"). На иконе Христос представлен
между
двумя ангелами, слегка склонившими к нему головы. К этой
же земле относится и великолепная икона "Оранта".
Русские "златокузнецы", используя сложнейшую технику:
скань, зернь, перегородчатую эмаль, изготовляли
разнообразные украшения - серьги, кольца, ожерелья,
подвески-колты и т.д.
Давая оценку древнерусской культуре в целом, нужно иметь в
виду, что она насквозь была пронизана языческими
традициями. Не говоря о том, что целые районы были
населены язычниками, само древнерусское христианство можно
определить как охристианенное язычество.
|