\Просвещение.
Социально-экономическое развитие русского общества в
первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных
изменений в области народного просвещения. В годы
царствования Александра I была создана система
образования, включавшая на начальной ступени приходские
одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее
следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу
высшего образования было положено обучение в университетах
и немногочисленных технических учебных заведениях.
Центральными звеньями этой системы были российские
университеты (Московский, Петербургский, Казанский,
и др.). Наряду с ними существовали и сословные
дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из
которых был Царскосельский. Военное образование дети
дворян получали в кадетских корпусах.
В эти годы образование в России сделало существенный шаг
вперед. Если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших
дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в.
получило широкое распространение в дворянской среде, а
позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников.
Заметно выросло в стране число библиотек, среди которых
появилось много частных. Все больший интерес у читающей
публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых
заметно расширилось ("Северная пчела", "Губернские
ведомости", "Вестник Европы", "Сын отечества"
и др.).