Язычество древних славян
Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат
за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски
сохраняются до наших дней. Идеи некоторых исследователей
прошлого о том, что восточнославянское язычество было
бедной, бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. В
восточнославянском язычестве можно обнаружить все те
стадии, которые были свойственны и другим языческим
культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт
- поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения,
которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До
нашего времени дошли источники, свидетельствующие о
поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это
так называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких,
верований было поклонение, например, камням, деревьям,
рощам. Культ каменных фетишей очень древний. Объектом
поклонения были не только деревья, но и лес. Распространен
был и тотемизм - это вера в происхождение человеческого
рода от какого-либо вида животных. Наряду с почитанием
дуба днепровские славяне, например, поклонялись священным
животным - диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическом
культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в
ряде случаев мы сталкиваемся о трансформацией тотемизма в
культ предков в образе животных. Архаические пласты
русских народных сказок свидетельствуют о существовании
тотемизма у восточных славян.
Разновидностью культа предков в облике животных является
оборотничество. Так, в русских былинах Вольга охотится в
образе сокола, обращается в муравья. Русская сказка широко
использует мотив превращения прекрасной девушки-невесты в
лебедя, утку, лягушку. Отрыв духа-"двойника" от объекта,
которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в
души мертвых а также культ предков. Невидимые духи - души
предков и родичей, двойники фетишизируемых предметов и
явлений, объекты тотемического культа постепенно
"населяют" окружающий древнего славянина мир. Уже
не сам
предмет является объектом почитания. Поклонение относится
к живущему в нем духу, демону. Не сам предмет, а именно
дух (демон) оказывает положительное или отрицательное
влияние на ход событий и на судьбы людей. Язычество
восходит на новую ступень - стадию полидемонизма. Духи,
первоначально представлявшие однородную массу,
обособляются. Прежде всего, по месту обитания, становясь
"хозяином места". В водной стихии жили водяные и берегини,
лес был царством лешего или лесовика, а на полях в высокой
траве живут полевики. В жилище "хозяин" домовой -
маленький горбатенький старикашка.
Демонические верования приближали восточных славян к
следующему этапу - политеизму, т.е. вере в богов. Среди
богов, которые были известны на Руси, выделяется Перун -
бог грозы, молнии и грома. Верили также в Волоса или
Велеса - бога скота, торговли и богатства. Культ его очень
древний. Были еще Дажбог и Хорс - различные ипостаси
солнечного божества. Стрибог - бог ветра, вихря и вьюги.
Мокошь, судя по всему, земная супруга громовержца -
Перуна, которая ведет свое начало от "матери сырой земли".
В древнерусское время она - богиня плодородия, воды,
впоследствии покровительница женских работ и девичьей
судьбы.
Наконец, Симаргл-единственное зооморфное существо пантеона
древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно,
иранского происхождения). Симаргл является божеством
низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.
Сдвиги в восточнославянском обществе, о которых речь ниже,
привели к языческим реформам. Археологические изыскания в
Киеве свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом
Перуна, первоначально располагавшееся в пределах городских
укреплений, переносится на место, доступное всем
прибывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучи
политической столицей, превращается и в религиозный центр.
На роль главного божества всех восточных славян
выдвигается Перун. Однако в 980 г. предпринимается новая
религиозная реформа - сооружается языческий пантеон из
известных нам уже божеств. "Поставление кумиров" -
идеологическая акция, с помощью которой киевский князь
надеялся удержать власть над покоренными племенами.
Древнерусское язычество было настолько распространено, что
Древняя Русь и после принятия христианства в
мировоззренческом отношении и в практических действиях
являла собой языческое общество с формальным
существованием в нем элементов христианской веры и культа.
Большинство языческих верований и обычаев продолжали
соблюдаться без или с малым привнесением в них
христианских норм и в последующее время.
|