На главную | История | Магазин | Москва| Симбирск | Авторские статьи | Гостевая |




 

       Язычество древних славян

Быстрый переход

Язычество древних славян

Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат
за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски
сохраняются до наших дней. Идеи некоторых исследователей
прошлого о том, что восточнославянское язычество было
бедной, бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. В
восточнославянском язычестве можно обнаружить все те
стадии, которые были свойственны и другим языческим
культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт
- поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения,
которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До
нашего времени дошли источники, свидетельствующие о
поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это
так называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких,
верований было поклонение, например, камням, деревьям,
рощам. Культ каменных фетишей очень древний. Объектом
поклонения были не только деревья, но и лес. Распространен
был и тотемизм - это вера в происхождение человеческого
рода от какого-либо вида животных. Наряду с почитанием
дуба днепровские славяне, например, поклонялись священным
животным - диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическом
культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в
ряде случаев мы сталкиваемся о трансформацией тотемизма в
культ предков в образе животных. Архаические пласты
русских народных сказок свидетельствуют о существовании
тотемизма у восточных славян.

Разновидностью культа предков в облике животных является
оборотничество. Так, в русских былинах Вольга охотится в
образе сокола, обращается в муравья. Русская сказка широко
использует мотив превращения прекрасной девушки-невесты в
лебедя, утку, лягушку. Отрыв духа-"двойника" от объекта,
которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в
души мертвых а также культ предков. Невидимые духи - души
предков и родичей, двойники фетишизируемых предметов и
явлений, объекты тотемического культа постепенно
"населяют" окружающий древнего славянина мир. Уже не сам
предмет является объектом почитания. Поклонение относится
к живущему в нем духу, демону. Не сам предмет, а именно
дух (демон) оказывает положительное или отрицательное
влияние на ход событий и на судьбы людей. Язычество
восходит на новую ступень - стадию полидемонизма. Духи,
первоначально представлявшие однородную массу,
обособляются. Прежде всего, по месту обитания, становясь
"хозяином места". В водной стихии жили водяные и берегини,
лес был царством лешего или лесовика, а на полях в высокой
траве живут полевики. В жилище "хозяин" домовой -
маленький горбатенький старикашка.

Демонические верования приближали восточных славян к
следующему этапу - политеизму, т.е. вере в богов. Среди
богов, которые были известны на Руси, выделяется Перун -
бог грозы, молнии и грома. Верили также в Волоса или
Велеса - бога скота, торговли и богатства. Культ его очень
древний. Были еще Дажбог и Хорс - различные ипостаси
солнечного божества. Стрибог - бог ветра, вихря и вьюги.
Мокошь, судя по всему, земная супруга громовержца -
Перуна, которая ведет свое начало от "матери сырой земли".
В древнерусское время она - богиня плодородия, воды,
впоследствии покровительница женских работ и девичьей
судьбы.

Наконец, Симаргл-единственное зооморфное существо пантеона
древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно,
иранского происхождения). Симаргл является божеством
низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.

Сдвиги в восточнославянском обществе, о которых речь ниже,
привели к языческим реформам. Археологические изыскания в
Киеве свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом
Перуна, первоначально располагавшееся в пределах городских
укреплений, переносится на место, доступное всем
прибывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучи
политической столицей, превращается и в религиозный центр.
На роль главного божества всех восточных славян
выдвигается Перун. Однако в 980 г. предпринимается новая
религиозная реформа - сооружается языческий пантеон из
известных нам уже божеств. "Поставление кумиров" -
идеологическая акция, с помощью которой киевский князь
надеялся удержать власть над покоренными племенами.

Древнерусское язычество было настолько распространено, что
Древняя Русь и после принятия христианства в
мировоззренческом отношении и в практических действиях
являла собой языческое общество с формальным
существованием в нем элементов христианской веры и культа.
Большинство языческих верований и обычаев продолжали
соблюдаться без или с малым привнесением в них
христианских норм и в последующее время.

<Первобытнообщ. строй>

Век меди и бронзы
Век железа
"Откуда мы пришли . . .?"
Экономика
Язычество древ. славян

            <Киевская Русь>
Крещение Руси
Ярослав и Ярославичи
"Черновая Русь"
Города древней Руси
Русь Новгородская
Культура Киевской Руси

<Борьба за независимость>
Русь и шведы в 12-13вв.
Ледовое побоище
Походы монголо - татар
Походы на Русь Батыя
Начало ига

<Московское государство  в 14 - 17 веках>

Территория и населен.
Политич. развитие. 14в 
Куликовская битва 
Падение ига 

Переходы крестьян
Рабство
Ремесло и торговля
Организация войска
Судебник 1497 года
Фолклор и литература
Искусство
Избранная рада
Военные реформы
Стоглавыый собор
Опричнина
Внешняя политика
Опричнина
Книгопечатание


      <
Россия в 17 веке>

Накануне смуты
Скрытая интервенция
Крестьянское восстания
Социальные движения
Иван Разин. Восстание.
Внешняя политика
Культура
Прсвещение и наука

Литература и фолклор
Архитектура
Живопись театр


     <Россия в 18 веке>

Внешняя политика
Реформа Петра I
Начало Петербурга

Социальная борьба
Дворцовые перевороты
Екатерина II

Польский вопрос
Крестьянская война
Культура


<Россия в конце 18 начале 19 веков>

Сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Торговля
Убийство Павла I
Война 1812 года
Северное и Южное общество
Славянофилы
Просвещение
Наука и техника
Литература
Театр
Музыка
Живопись

 

<Переход по остальным разделам>

 

Россия в эпоху капитализма

Россия в конце 19 - начале 20 веков

Российская революция

Гражданская война в России

СССР в 1922 - 1941гг

Великая отечественная война

СССР в 1945-53гг.

СССР в конце 60 - х годов - 1991год

Россия в 90 - е годы

Купи книгу по истории:

·          Новая история. Кредер А.А.

·        Мифология. Девятайкина Н.И.

·          Большой атлас школьника.

·          История России с Древних времен до 17 века. Пашков Б.Г.

·          История Отечест-ва. Пособие для пост. в ВУЗы

·          2000 дней. Золо-тые страницы в исто-рии человечества

·          Новейшая исто-рия зарубежных стран Кредер А.А.

·          Тайна Российского Сфинкса. Данилов Е.П.

·          История государства и народов России. Данилов А.А.

 Полный список книг и описание здесь!

<Советуем купить>

2000 лет день за днем

2000 лет день за днем

Большая историческая энциклопедия

Большая историческая энциклопедия 

 

Диски по истории

История России XX век.

История России 20 век

История Отечества 882 - 1917 гг

История Отечества 882 - 1917 годы.

История искусства

История Искусства

 Исторические личности

 Аверченко 
 Аксаков 
 Андропов 
 Быковский
 Брежнев 
 Багратион
 Высоцкий 
 * Буденый
 * Достоевский
 * Деникин
 * Ельцин
 * Гагарин
 * Гайдар
 * Гамзатов
 * Гоголева

 Горбачев 
 Гриценко
 Громова 
 Громыко
 Гитлер 
 Екатерина II
 Есенин 
 * Хрущев
 * Яковлев
 * Крупская
 * Котовский
 * Королев
 * Фидель Кастро
 * Капица
 * Калинин

 Кеннеди 
 Лигачев 
 Леонов
 Лихачев
 Ленин 
 Макаренко
 Карл Маркс
 * Маяковский
 * Николай II
 * Огарев
 * Ожогов
 * Орджоникидзе
 * Пастернак
 * Русланова

 Солженицин 
 Сталин 
 Суворов 
 Жуков
 Шеварнадзе
 Шолохов
 Терешкова
 * Троцкий
 * Тургенев
 * Тухачевский
 * Тихон
 * Устинов
 * Утесов

Полезные био ссылки

* Институт цитологии и генетики
 Зоологический институт РАН.
 Институт физ - хим биологии МГУ
 Институт океанологии им. П.П. Ширшова
 Биологический факультет МГУ.
 Институт белка РАН.

Множество других ссылок здесь.

Наши партнеры

 be number one

   

   

 

 

 

© 2002 2002@narod.ru" >Bx web design team.
Содержание - 2002@narod.ru" >

TBN.ru - сеть живущая по правилам

 

 
Hosted by uCoz