Культура России середины - второй половины XVIII в.
Оценивая развитие русской науки и культуры, следует
сказать о М.В.Ломоносове и других деятелях науки и техники
середины XVIII в. На базе созданной в 1725 г. по указу
Петра Академии Наук был предпринят ряд больших
географических экспедиций. Исторические труды создает
В.Н.Татищев, литературные произведения А.Д.Кантемир и
В.К.Тредиаковский. Ломоносова же не случайно называют
"нашим первым университетом". Его творчеству присуща
та
нерасчлененность научного знания, которая вообще отличает
науку XVIII в. В 1755 г. по его инициативе был открыт
университет в Москве (ряд исследователей считает более
старым Петербургский университет, который возник на базе
Академии Наук еще в 1725 г.).
Во второй половине XVIII в. начинает развиваться школьное
образование, хотя основным было еще весьма несовершенное
домашнее обучение. В 1758 г. была открыта гимназия для
дворян и для разночинцев в Казани. В 1764 г. создается
первое женское учебное заведение "Воспитательное общество
благородных девиц" при Смольном монастыре в Петербурге.
Возникает ряд других учебных заведений. Предполагалось
ввести три типа такого рода заведений - малые, средние и
главные народные училища. Все эти мероприятия в области
образования были связаны с именем И.И.Бецкого. В области
точных наук и техники русские ученые добивались
значительных успехов. В стенах Академии Наук работали
талантливые ученые. И.И.Ползунов изобрел паровую машину,
И.П.Кулибин создал много научных приборов высокого
качества, разработал замечательный проект одноарочного
моста через Неву. К сожалению, в условиях той
бюрократической системы, которая уже тогда возникла в
России, многие из этих изобретений остались
невостребованными.
Делала успехи и историческая наука. В семи томах своей
"Истории Российской" М.М.Щербатов создает цельную
и
полнокровную концепцию русской истории, которая, правда,
еще основывалась на провиндециалистическом подходе, на
мысли о союзе самодержавия и дворянства. Шаг вперед в
понимании закономерности исторического процесса сделал
И.И.Болтин, автор "Критических примечаний на историю
Щербатова" и на тенденциозную книгу о России французского
писателя Леклерка.
В условиях российской действительности второй половины
XVIII в. появляется критика наиболее жестких форм
крепостничества, деспотизма самодержавия. Русские
мыслители проявляют огромный интерес к идеям Просвещения.
Другая часть дворянской интеллигенции подпадает под
влияние масонства. Явление это, получившее во второй
половине XVIII в. в Европе широкое распространение,
существовало в форме полуконспиративных организаций с
торжественным и мистическим ритуалом. Оно дробилось на ряд
течений и направлений - от весьма консервативных до
радикальных. В 1780 г. в России было до 100 масонских
"лож". Одним из крупнейших масонов был Н.И.Новиков.
С его
именем связано также создание первых ярких сатирических
журналов "Трутень", "Живописец", "Кошелек".
Н.И.Новиков
разворачивает широкую книгоиздательную деятельность,
которая определялась просветительскими целями.
В это время в общественной мысли России формируется и
крайне левое радикальное крыло - течение дворянской
революционности. Возникновение его связано с именем
А.Н.Радищева, примыкавшего по своим взглядам к французским
материалистам XVIII в. Основным его произведением стало
знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву",
в котором
он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в
России. В книге содержались прямые призывы к
насильственному уничтожению существующих порядков. Это
хорошо почувствовали и власть предержащие. Не случайно
Екатерина заявила, что Радищев - "бунтовщик хуже
Пугачева".
Русские литература и искусство второй половины XVIII в.
развивались в сложных условиях борьбы различных стилей и
направлений, которые отражали разные взгляды и
мировоззренческие установки.
Господствующим направлением в литературе был классицизм.
Классицизм формировался во всех странах как литературное
направление эпохи абсолютизма (родился в Италии в середине
XVI в.). На формировании русского классицизма отложило
свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях
торжества новой государственности литература становится
важнейшим средством утверждения новых идей - идей
гражданственности, обоснованных на строгом соблюдении
отдельной личностью принципа "общей пользы". Особенностью
русского классицизма было то, что он начал развиваться с
комедии сатиры. А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.В.Княжнин
и
ряд других - представители классицизма в русской
литературе второй половины XVIII в. Одним из наиболее
крупных и ярких представителей русской литературы этого
времени был Гавриил Романович Державин. Он сыграл
исключительную роль в формировании русской литературы,
развитии языка.
Наряду с художественной литературой в XVIII в.получают
большое распространение мемуары. Лучшими из них были
записки А.Т.Болотова. Русская живопись второй половины
XVIII в. дает целый ряд блестящих представителей в лице
Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского. Это было
время расцвета русского портрета, который и по сей день
продолжает поражать нас своим мастерством. Первым русским
академиком исторической живописи был А.П.Лосенко. Для
развития русской живописи и скульптуры много сделала
Академия художеств, возникшая в 1757 г. Наиболее
талантливыми русскими скульпторами были Ф.И.Шубин,
Ф.Ф.Щедрин, М.И.Козловский. Наряду с талантливыми
иностранными архитекторами, создавшими первоклассные
памятники зодчества (Бартоломео Растрелли, Дж.Кваренги,
Ч.Камерон), выступают с самостоятельными блестящими
творческими замыслами талантливейшие русские архитекторы
-
В.Н.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов.
В 1756 г. в Петербурге создается первый русский театр,
возникший сначала в Ярославле благодаря деятельности
талантливого режиссера и актера Ф.Г.Волкова. Очень много
сделал для развития русского театра преемник Волкова его
друг И.А.Дмитревский. В истории русского театра немалое
значение имел крепостной театр, особенно графа
Н.П.Шереметьева в его подмосковных усадьбах - Кусково и
Останкино.