Строительство и архитектура
В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие
изменения. Хотя основным строительным материалом осталлось
дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно
большее развитие получило каменное (кирпичное)
строительство. Широко стали применяться новые виды
строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный
кирпич, белокаменные детали. Многие постройки возводились
мастерами Приказа каменных дел (образован в конце XVI в.).
К выдаюшимся произведениям деревянного зодчества относится
царский дворец в подмосковном селе Коломенское,
построенный в 1667-1678 гг. Это был целый городок с
башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с
витыми "колоннами". Различные постройки - хоромы,
выполненные в индивидуальной манере, не похожие друг на
друга, связывались между собой переходами и насчитывали
270 комнат и 3000 окон. Современники называли его "восьмым
чудом света".
В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые
здания. Строили также ярусные церкви. В целом деревянное
зодчество испытывало обратное влияние каменной
архитектуры.
Несмотря на попытку патриарха Никона запретить
строительство каменных шатровых храмов, этот тип стал
преобладающим в церковной архитектуре. В Москве возводятся
церковь Рождества в Путинках, церковь Троицы в Никитниках,
в Алексеевском монастыре в Угличе - "дивная" Успенская
церковь, имеющая три шатра, в Троице-Сергиевом монастыре -
церковь Зосимы и Савватия, а также храмы в Вязьме, в селе
Остров (под Москвой), в Муроме и Устюге. Все они
отличались, как правило, богатым архитектурным убранством
и орнаментикой, придающим зданиям нарядность.
Вместе с тем, под влиянием Никона в середине - второй
половине XVII в. осуществляется строительство ряда
монументальных построек, выполненных в традиционном стиле
предыдущих периодов и имеющих цель показать силу церкви.
Таков величественный Воскресенский собор московского
Ново-Иерусалимского монастыря, для постройки которого были
использованы модель храма над "гробом господнем" в
Иерусалиме - главной христианской святыни. Еще ранее
возводятся здания Валдайского Иверского монастыря. В
70-80-х годах строится ансамбль построек ростовского
митрополичьего двора - Ростовский кремль. Жилой комплекс
здесь сочетался с храмовым. Все постройки окружали
массивные стены с башнями.
Заказчиками церквей выступали не только "власть
предержащие", но и прихожане - жители посадов и сел.
Поэтому говорят даже о посадском направлении в зодчестве.
Характерным здесь является культовое строительство в
Ярославле, одном из крупных ремесленноторгопых центров.
Примеры этого: храмы Ильи Пророка, Иоанна Златоуста,
Николы "Мокрого", грандиозная церковь Иоанна Предтечи
в
Толчкове. Примечательны церковные постройки и в других
городах: Костроме, Романове-Борисоглебске.
В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый
стиль - нарышкинское (московское) барокко. Самым
значительным памятником его является московская церковь
Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными
пропорциями, применением во внешней отделке таких
декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а
также своим "двуцветием"; использованием только красного
и
белого цветов.
Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные
гражданские сооружения. Существенной перестройке
подвергается Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевские
башни, Спасская возводится (в ее теперешнем виде),
создавая парадный въезд в Кремль. На всех башнях
появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных
крыш. Все это придает Московскому Кремлю новый вид:
оборонно-крепостной его облик уступает место
торжественному ансамблю.
Впрочем, изменениям подвергается и внутреннее пространство
Кремля. Выдающимся светским сооружением является Теремной
дворец (1635-1636). Он представлял собой трехэтажное на
высоких подклетях здание, заканчивающееся высоким
"теремком". Здание было богато украшено: золотая кровля,
два пояса изразцовых карнизов, каменная резьба.
Декоративным убранством отличается золотое крыльцо. На
формы отделки непосредственно оказало влияние деревянное
зодчество. В ином стиле возводятся там же Патриаршие
палаты с Крестовым залом, здание Земского приказа.
Примером поисков нового оформления зданий общественного
назначения стала построенная Михаилом Чоглоковым Сухарева
башня. Над массивным первым ярусом (подклетом)
располагались два яруса подклетного строения, увенчанного
башней с государственным гербом наверху. Ко второму ярусу
шла широкая парадная лестница.
В XVII в. получает дальнейшее развитие торговопромышленное
строительство. Так, гостиные дворы сооружаются в
Китай-городе в Москве и в Архангельске. Архангельский
гостиный двор, вытянувшийся вдоль Северной Двины на 400 м,
окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри
его размещалось более двухсот торговых помещений.
|