Просвещение и научные знания
В XVII в. возрастает количество грамотных (умевших читать
и писать) людей. Так, среди посадского населения было 40%
грамотных, среди купцов - 96%, среди помещиков - 65%.
Значительно расширяется деловая письменность, причем
квалифицированное делопроизводство велось не только в
центральных приказах, но и в земских учреждениях, и даже в
вотчинах.
По-прежнему большое распространение имели рукописные
книги. А с 1621 г. для царя стала изготовляться рукописная
газета "Куранты", состоящая в основном из переводных
иностранных известий.
Наряду с рукописными изданиями все более в обиход входила
печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном
дворе. Уже в первой половине XVII в. было выпущено около
200 книг различных названий. Частными лицами стали
собираться библиотеки. В 1672 г. в Москве открылась первая
книжная лавка. Книгопечатание позволило издавать массовыми
тиражами пособия по грамматике и арифметике. Букварь
("Азбука") Василия Бурцева, опубликованный в 1634
г.,
впоследствии несколько раз переиздавался. В конце века
появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в 1882
г. - печатная таблица умножения. Для "учебных целей"
выпускались также "Псалтыри" и "Часословы".
Грамоте обычно обучали либо в семьях, либо духовные лица,
дьячки и подьячие. Однако все более насущной становилась
потребность организованного обучения. Уже в 40-х годах по
инициативе одного из видных государственных деятелей
Ф.М.Ртищева была организована школа в московском
Андреевском монастыре. В 1665 г. школа для обучения
подьячих открывается в Заиконоспасском монастыре, в 1680
г. - основывается школа при Печатном дворе.
Первые школы подготовили открытие в 1687 г.
Славяно-греко-латинской академии (первоначально - училища)
во главе с греками братьями Иоанникием и Софронием
Лихудами. Академия ставила своей целью обучение "от
грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии... до
богословия" людей "всякого чина, сана и возраста".
Обучение было рассчитано для подготовки высшего
духовенства и чиновников государственной службы.
Что касается научного знания, то развивалась
преимущественно его практическая сторона и почти не
затрагивалась его теоретическая основа. Например,
математические знания связывались с практикой описания
земель, торговым и военным делом. Так, "Устав ратных,
пушечных и других дел, касающихся до воинской науки"
(1621) давал практические сведения по геометрии, механике,
физике, химии.
Медицинские знания основывались на народных традициях
лечения, а также на опыте переводимых иностранных
лечебников и "травников". В Аптекарском приказе были
сосредоточены специалисты, умевшие изготавливать
лекарства; здесь же производилось обучение фармацевтов и
врачей. В 1654 г. в приказе обучались 30 стрельцов,
отправленных затем в полки "для лечбы" ратных людей.
Накапливаются и развиваются знания об окружающей природе и
мире: астрономические и географические. В середине XVII в.
в Россию проникают сочинения, знакомившие с
гелиоцентрической системой Коперника.
Еще в первой половине века составляются географические
карты. Например, в 1627 г. в Разрядном приказе
изготавливается "Книга Большому чертежу", в Новгороде
создается "Чертеж... городам русским и шведским до
Варяжского моря".
Расширению географических представлений способствовали
материалы экспедиций по освоению Сибири (Стадухина,
Пояркова, Дежнева, Хабарова, Атласова). После 1683 г.
возникло "Описание новые земли, сиречь Сибирского
царства". Оно и предыдущие описания и чертежи подготовили
труд С.У.Ремизова "Чертежная книга Сибири".
|