ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818, Орел —
22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен
на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге], русский писатель.
Воспитание чувств
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду,
мать, урожденная Лутовинова, — богатая помещица; в ее имении
Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли
детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать
природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает
в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у
хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное
отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический
факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших
впечатлений ранней юности (1833) — влюбленность в княжну Е.
Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева,
— отразилось в повести «Первая любовь» (1860).
В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом
духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору
П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер
(в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838 печатает
в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере
Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни
стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая
поэма «Стено»).
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить
образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного
на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором
плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883;
на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине,
слушает лекции в университете, занимается классическими языками,
пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем.
После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется
в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где
знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение
Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается
роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е.
Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе
1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних
дел.
Вокруг «Записок охотника»
В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая
высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее
в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение
с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют
его литературную ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной
поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе, близкой принципам
«натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей
Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия),
любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни.
В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь
1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев — свидетель
французской революции 1848): опекает больного Белинского во
время его путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А.
И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф.
Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник
лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко,
там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму
«Месяц в деревне» (1855).
Главное дело этого периода — «Записки охотника», цикл лирических
очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч»
(1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И. И.
Панаевым для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»);
отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены
рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит»
(1874). Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые
выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной
массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой
и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал
зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии (детализированная
конкретика разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной
уничтожить душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского
человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной
словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом
всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити
и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема, намеченная
в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного
(«Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника с душащей его
обыденностью («Певцы»).
1850-е годы. Литературное окружение
В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный
в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему
повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»).
В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над
неоконченным романом, повестью «Два приятеля», знакомство с
А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами
из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева
важную роль сыграл А. К. Толстой.
До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу
в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда — редакция
«Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л.
Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в
издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его
предисловием. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит
к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней
родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются повести «Затишье»
(1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе 1856).
Романы
«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных
по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски
точно фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику
и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных
и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию,
но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин; напрасно
грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению
и надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское
гнездо», 1859; события происходят в обстановке близящейся «великой
реформы»); «железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся
избранником героини (то есть России), но «чужой» и обреченный
смерти («Накануне», 1860); «новый человек» Базаров, скрывающий
за нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная
Россия не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди остаются
людьми: «дюжинные» будут жить, а захваченные страстью или идеей
— погибнут); зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью
персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник Нежданов, еще
более «новый» человек, но по-прежнему неспособный ответить на
вызов изменившейся России («Новь», 1877); все они, вкупе с второстепенными
персонажами (при индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических
ориентаций и духовного опыта, разной степени близости к автору),
состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях черты
двух вечных психологических типов — героического энтузиаста,
Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср. программную
статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).
Из романа «Отцы и дети»
В скитаниях
Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный
водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся
в Париже дочерью. После трудной парижской зимы 1856-57 (завершена
мрачноватая «Поездка в Полесье») он отправляется в Англию, затем
в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей,
поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья
Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», 1858),
а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском;
в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский,
зимний» и «российский, летний» сезоны.
После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова
«Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева
с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А.
Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца).
Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети»
(памфлетная статья М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени»
в «Современнике», 1862; так называемым «расколом в нигилистах»
во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д.
И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л.
Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878).
В повести «Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в
«Записках охотника» и «Фаусте» мистические мотивы; эта линия
получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории лейтенанта Ергунова»
(1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба 1877), «Песни торжествующей
любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). Тема слабости
человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного
небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу
Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе
«Довольно!» (1865), воспринятом современниками как свидетельство
(искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного
кризиса Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского в романе «Бесы»,
1871).
Слава и грусть
В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо;
до 1871 они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской
войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через
него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном;
он принимает на себя функцию посредника между русской и западными
литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном
литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом;
в 1879 он — почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев
поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым,
Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам.
В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника
Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает бурное
увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его последние приезды
на родину.
Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин
и Бабурин», 1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями
в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные
и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе»
(1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его
творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии
близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года
мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге
вылились в массовую манифестацию.
|
<Первобытнообщ. строй>
|