Крещение Руси
Начало этого процесса приходится на время правления князя
Владимира, во многом продолжавшего политику своих
предшественников (воевал дважды с вятичами, затем с
радимичами). Но подспудно, изнутри, прежние политические
отношения разрушались. Явственно это сказалось в акте
крещения Руси. Владимир, его окружение и полянская община
стремились остановить расползание суперсоюза. С этой целью
предпринимается ряд мер идеологического характера:
устраивается за городом большое языческое капище, затем
создается знаменитый языческий пантеон. Все эти меры
должны были символизировать единство суперсоюза,
объединявшего союзы племен Восточной Европы - боги в
киевский пантеон свозились изо всех земель. Однако
остановить ход исторического процесса было невозможно -
союз продолжал расползаться. Именно тогда князь Владимир
обратил свой взор к христианству - религии, в которой
момент централизации, монотеизма является главенствующим.
В Киеве христианство вводилось безболезненно с согласия
народного собрания - веча, но в других землях оно
навязывалось силой. Вот почему вплоть до конца "киевского
периода" нашей истории можно говорить о том, что
христианство лишь скользило по поверхности общества, не
затрагивая основ древнерусской жизни. Даже появление
первых русских святых не показатель глубокого
проникновения христианства в ткань жизни Руси Х-XII вв.
Первыми церковью были канонизированы князья Борис и Глеб,
павшие в кровавой междоусобной борьбе, которая разгорелась
после смерти Владимира. На киевском столе сел его старший
сын Святополк. За убийство братьев он получил прозвище
"Окаянный". Княжившему в Новгороде Ярославу удалось
разгромить его, изгнать за пределы Руси и сесть на
"златотканом" киевском столе.
|