Фольклор и литература
С борьбой с монголо-татарами связано дальнейшее развитие
устного народного творчества. В былинном эпосе почти не
появилось новых сюжетов, но он подвергся переосмыслению.
Печенеги и половцы древнерусских былин стали теперь
отождествляться с татарами, стали изображаться глупыми,
трусливыми, хвастливыми насильниками, а русские богатыри -
умными, смелыми, "вежистыми" защитниками Руси.
К XIV в. относится появление нового фольклорного жанра -
исторической песни. Пример этого - "Песня о Щелкане
Дудентьевиче". В ней речь идет о конкретных событиях 1327
г. в Твери - антиордынском восстании горожан.
В литературе также выделяются произведения, повествующие о
нашествии монголо-татар и о сопротивлении им. Этому
посвящены исторические повести "О битве на Калке"
и
"Повесть о разорении Рязани Батыем", в которой содержится
рассказ о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата. О
победах Александра Невского повествуется в его "Житии".
К литературным памятникам Куликовского цикла относятся
поэма "Задонщина", созданная рязанцем Софонием вскоре
после битвы, и "Сказание о Мамаевом побоище", возникшее
в
первой половине XV в. и наполненное легендарными
подробностями.
Продолжалось развитие "житийного" жанра. В XIV-XV
вв.
Пахомием Логофетом и Епифанием Премудрым составляются
"Жития" подвижников русской церкви: митрополита Петра,
при
котором митрополия была перенесена в Москву, Сергия
Радонежского, вдохновившего русские войска на Куликовскую
битву, а также основателя Троице-Сергиева монастыря,
Стефана Пермского, крестителя одной из окраинных русских
земель.
В XV в. тверским купцом Афанасием Никитиным было написано
"Хождение за три моря". Тем самым возрождался древний
жанр
"хождений" - описаний путешествий в другие земли.
"Хождение" в отличие от прочих литературных произведений
написано простым безыскусным языком. Оно содержит
любопытные наблюдения о жизни и быте далекой Индии. Вместе
с тем оно пронизано думами о Родине: "А Русскую землю бог
да сохранит!.. На этом свете нет страны, подобной ей".
Сохранялись и умножались летописные традиции. В XIV в. в
Москве создается общерусский летописный свод, а
составленный в 1442 г. Хронограф явился описанием
всемирной истории.
|