На главную | История | Магазин | Москва| Симбирск | Авторские статьи | Гостевая |




 

       Государство и церковь в 17 веке

Быстрый переход

Государство и церковь в XVII в. Раскол

В событиях Смутного времени церковь играла видную роль.
Еще более ее авторитет повысился в 20-е годы XVII в.,
когда вернувшийся из плена Филарет фактически соединил в
своих руках прерогативы светской и церковной власти. Своей
деятельностью он подготовлял почву для, по сути,
превращения России в теократическое государство. Несмотря
на то, что Соборное Уложение 1649 г. ограничивало рост
церковного землевладения (что не удалось сделать Ивану
Грозному) и урезало иммунитетные права монастырей,
экономическое могущество церкви оставалось попрежнему
велико.

Вместе с тем, церковь не представляла собой единую силу.
Истоки расхождений в церковной среде восходят к 40-м годам
XVII в., когда в Москве сложился Кружок ревнителей
древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник
Стефан Вонифатьев, а входили и Никон, и Аввакум, и другие
светские и церковные деятели. Их стремления сводились к
назревшему "исправлению" церковных служб, поднятию
нравственности духовников и противодействию проникновению
светских начал в духовную жизнь населения. Их поддержал и
царь. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о
выборе образцов, по которым надлежало производить
исправления. Одни считали, что за основу нужно положить
древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие -
греческие оригиналы (Никон). Несмотря на свою
непримиримость, споры вначале не выходили за рамки
богословских рассуждений узкого круга лиц. Так
продолжалось до тех пор, пока Никон не стал в 1652 г.
патриархом. Он сразу же начал проводить церковную реформу.
Наиболее существенные изменения коснулись церковных
обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами
троеперстием, в богослужебные книги вписывали слова, по
сути равнозначные, но по форме другие, произошла замена и
других ритуалов. Из Москвы были высланы "ровнители"
(Аввакум - в Сибирь).

Одновременно Никон, некогда бывший личным другом царя
Алексея Михайловича, поставленный патриархом при его
содействии, стал претендовать на государственную власть.
Он демонстративно подчеркивал превосходство духовной
власти над светской: "Яко же месяц емлет себе свет от
солнца... токожде и царь поемлет посвящение, помазание и
венчание от архиерея". По сути он становится соправителем
царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича занимал
его место. В приговорах Боярской думы появилась такая
формулировка: "светлейший патриарх указал и бояре
приговорили". Но Никон переоценил свои силы и возможности:
приоритет светской власти был уже определяющим в политике
страны.

Тем не менее борьба продолжалась восемь лет. И только
церковный собор 1666 г. вынес приговор о низложении Никона
и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов
монастырь. Вместе с тем, церковный собор объявил проклятие
всем противникам реформы.

После этого раскол в России разгорелся с гораздо большей
силой. Чисто религиозное вначале движение приобретает
социальную окраску. Однако силы споривших между собой
реформатов и старообрядцев были неравны: на стороне первых
находилась церковь и государство, вторые защищались только
словами.

Движение старообрядчества было сложным по составу
участников. В него входили горожане и крестьяне (приток
"низов" - после "разинщины"), стрельцы, представители
черного и белого духовенства, наконец бояре (яркий и
хрестоматийный пример - боярыня Морозова). Общим их
лозунгом был возврат к "старине", хотя каждая из этих
групп понимала его по-своему. Трагическая судьба выпала на
долю старообрядцев уже в XVII в. Подвижнической смертью
погиб неистовый Аввакум: после многолетнего "сидения" в
земляной яме он был в 1682 г. сожжен. А последняя четверть
этого столетия озарена кострами массовых "гарей"
(самосожжений). Преследования вынудили старообрядцев уйти
в глухие места - на север, в Заволжье, где их не коснулась
цивилизация ни в XVIII, ни в XIX, ни даже, иной раз в XX
в. Вместе с тем, старообрядцы, благодаря своей
удаленности, остались хранителями многих древних
рукописей. История и историки благодарны им.

Что касается официальной церкви, то она пошла на
компромисс со светской властью. Собор 1667 г. подтвердил
независимость духовной власти от светской. По решению
этого же собора был упразднен Монастырский приказ, а также
отменялась практика суда светского учреждения над
духовенством.

<Первобытнообщ. строй>

Век меди и бронзы
Век железа
"Откуда мы пришли . . .?"
Экономика
Язычество древ. славян

            <Киевская Русь>
Крещение Руси
Ярослав и Ярославичи
"Черновая Русь"
Города древней Руси
Русь Новгородская
Культура Киевской Руси

<Борьба за независимость>
Русь и шведы в 12-13вв.
Ледовое побоище
Походы монголо - татар
Походы на Русь Батыя
Начало ига

<Московское государство  в 14 - 17 веках>

Территория и населен.
Политич. развитие. 14в 
Куликовская битва 
Падение ига 

Переходы крестьян
Рабство
Ремесло и торговля
Организация войска
Судебник 1497 года
Фолклор и литература
Искусство
Избранная рада
Военные реформы
Стоглавыый собор
Опричнина
Внешняя политика
Опричнина
Книгопечатание


      <
Россия в 17 веке>

Накануне смуты
Скрытая интервенция
Крестьянское восстания
Социальные движения
Иван Разин. Восстание.
Внешняя политика
Культура
Прсвещение и наука

Литература и фолклор
Архитектура
Живопись театр


     <Россия в 18 веке>

Внешняя политика
Реформа Петра I
Начало Петербурга

Социальная борьба
Дворцовые перевороты
Екатерина II

Польский вопрос
Крестьянская война
Культура


<Россия в конце 18 начале 19 веков>

Сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Торговля
Убийство Павла I
Война 1812 года
Северное и Южное общество
Славянофилы
Просвещение
Наука и техника
Литература
Театр
Музыка
Живопись

 

<Переход по остальным разделам>

 

Россия в эпоху капитализма

Россия в конце 19 - начале 20 веков

Российская революция

Гражданская война в России

СССР в 1922 - 1941гг

Великая отечественная война

СССР в 1945-53гг.

СССР в конце 60 - х годов - 1991год

Россия в 90 - е годы

Купи книгу по истории:

·          Новая история. Кредер А.А.

·        Мифология. Девятайкина Н.И.

·          Большой атлас школьника.

·          История России с Древних времен до 17 века. Пашков Б.Г.

·          История Отечест-ва. Пособие для пост. в ВУЗы

·          2000 дней. Золо-тые страницы в исто-рии человечества

·          Новейшая исто-рия зарубежных стран Кредер А.А.

·          Тайна Российского Сфинкса. Данилов Е.П.

·          История государства и народов России. Данилов А.А.

 Полный список книг и описание здесь!

<Советуем купить>

2000 лет день за днем

2000 лет день за днем

Большая историческая энциклопедия

Большая историческая энциклопедия 

 

Диски по истории

История России XX век.

История России 20 век

История Отечества 882 - 1917 гг

История Отечества 882 - 1917 годы.

История искусства

История Искусства

 Исторические личности

 Аверченко 
 Аксаков 
 Андропов 
 Быковский
 Брежнев 
 Багратион
 Высоцкий 
 * Буденый
 * Достоевский
 * Деникин
 * Ельцин
 * Гагарин
 * Гайдар
 * Гамзатов
 * Гоголева

 Горбачев 
 Гриценко
 Громова 
 Громыко
 Гитлер 
 Екатерина II
 Есенин 
 * Хрущев
 * Яковлев
 * Крупская
 * Котовский
 * Королев
 * Фидель Кастро
 * Капица
 * Калинин

 Кеннеди 
 Лигачев 
 Леонов
 Лихачев
 Ленин 
 Макаренко
 Карл Маркс
 * Маяковский
 * Николай II
 * Огарев
 * Ожогов
 * Орджоникидзе
 * Пастернак
 * Русланова

 Солженицин 
 Сталин 
 Суворов 
 Жуков
 Шеварнадзе
 Шолохов
 Терешкова
 * Троцкий
 * Тургенев
 * Тухачевский
 * Тихон
 * Устинов
 * Утесов

Полезные био ссылки

* Институт цитологии и генетики
 Зоологический институт РАН.
 Институт физ - хим биологии МГУ
 Институт океанологии им. П.П. Ширшова
 Биологический факультет МГУ.
 Институт белка РАН.

Множество других ссылок здесь.

Наши партнеры

 be number one

   

   

 

 

 

© 2002 2002@narod.ru" >Bx web design team.
Содержание - 2002@narod.ru" >

TBN.ru - сеть живущая по правилам

 

 
Hosted by uCoz